Особенности организации непосредственно образовательной деятельности по лепке в детском саду на основе Дымковской игрушки Выполнила: Бородина О.А.
Актуальность Искусство (лепка, рисование, аппликация, театр и т.д.) имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей ребенка. Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Детский сад как первое звено образования может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.
Развитие творческой личности средствами искусства Л.С. Выготский А.В. Запорожец А.Н. Леонтьев В.С. Мухина Б.М. Теплов Н.А.Ветлугина А.Н. Зимина Т.С. Комарова Б.Т. Лихачёв и др.)
Цель: Раскрыть особенности организации непосредственно образовательной деятельности по лепке на основе русской народной игрушки (дымковская игрушка). Задачи: На основе анализа литературы рассмотреть значение лепки в развитии личности ребенка. Дать характеристику русских народных игрушек используемых в детском саду и их значение на развитие творческих особенностей детей на занятиях по лепке Раскрыть содержание и методику проведения непосредственно образовательной деятельности по лепке дымковской игрушки.
Виды народного декоративно- прикладного искусства Дымковская игрушка Каргопольская игрушка Филимоновская игрушка Тверская игрушка Богородская игрушка Гжель
Значение занятий лепкой Познание окружающей жизни Развитие мыслительной деятельности Положительные эмоции, глубокие чувства: радости, восхищения, восторга Чувство материала, глазомер, ручные умения и навыки, необходимых для успешного обучения в школе Развитие творческих способностей
Задачи декоративной лепки научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь народному искусству умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, переносить это умение на предметы недекоративного характера.
Непосредственно образовательная деятельность по лепке Обучение изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.
Условия эффективности обучения декоративной лепке Процесс обучения происходит в соответствии с программой и методам Использовании произведений народного прикладного искусства Принцип постепенности ( различные по сложности живописные, пластические и композиционные задачи, разнообразные материалы и технические приемы)
I направление работы Знакомим с дымковской игрушкой (некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных признаках) Выделяем средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете), связь формы и узора с его назначением.
II направление работы Обучение лепке дымковской игрушки (знакомство с некоторыми приемами лепки)
III направление работы Формирование детского декоративного творчества.
Методы и приемы обучения лепке дымковской игрушки Создание игровой ситуации Упражнения в начале занятия с детьми при изображении новых элементов. Использование фланелеграфа, мини - панно - для составления композиции узора. Сочетание музыки и изобразительной деятельности. Показ техники лепки и приемов росписи народных мастеров. Организация выставок детских работ
Методы и приемы обучения лепке дымковской игрушки Использование художественного слова Посмотри, как хороша эта девица – душа, Щечки алые горят удивительный наряд, Сидит кокошник Горделиво. Барышня так красива! Как лебедушка плывет, песню тихую поет «Кофточки цветные, юбки расписные, шляпы трехэтажные - статные и важные»
Методы и приемы обучения лепке дымковской игрушки Использование логоритмов, моделирования, дидактических и развивающих игр, раскрасок
ВЫВОД Использование непосредственно-образовательной деятельности по лепке дымковских игрушек, как одного из видов народного декоративно-прикладного искусства, способствует развитию образной выразительности детских лепных изделий - дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.
« Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» Е.Флерина
Спасибо за внимание