МБ О У Ужовская СОШ Тема проекта: По страницам древнерусской литературы. Учебный проект по литературе для учащихся 7 класса Автор: Ширкина И.В.
Что мы можем познать, исследуя древнерусскую литературу? « Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». Д. С. Лихачёв. Вопрос учащимся: Как вы понимаете это высказывание?
Что для вас означает словосочетание «красота человека»? Что такое мораль? В чем моральная красота русского человека? Список возможных ответов учащихся: Это особый мир отношений между героями. Это удивительная сила слова в поучении. Это удивительная красота любви героев древних произведений. Внутренние качества человека. И т.п.
Мозговой штурм: Какие жанры вам известны? Назовите жанры древнерусской литературы. В каком стиле произведения написаны ?
Фронтальный опрос: Кто такой Владимир Мономах? Какую цель ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая своё «Поучение»? Что советует Мономах своим потомкам? Какие советы Владимира Мономаха остаются актуальными до сих пор?
Работа в парах: На основе чего создавалась повесть? Чем могут быть интересны произведения древнерусской литературы современному читателю? Каковы признаки жития в повести? Где мы можем наблюдать признаки устного жанра? Какие это признаки?
Что мы хотим узнать? В каких произведениях учили правильному поведению в обществе? Какие герои были причислены к святым? Как они пришли к этому в мирской жизни? Какие качества показаны в характерах героев?
Разделимся на группы. 1 группа – Исследователи. 2 группа – Знатоки. 3 группа – Литераторы.
Поучительны ли произведения Древней Руси в наше время? 2 группа – Знатоки : В каких произведениях учили правильному поведению в обществе? Найти цитаты по текстам, которые учат мудрости и справедливости. Привести примеры героев, которые могут отстоять своё чувство во время жизни и после смерти, составить таблицу. Проанализировать поучения - они показывают отношение к взрослым, друзьям, совсем маленьким. Составить «современные поучения» - Каким нужно быть в наше время.
Как герои из древнерусской литературы связаны с историей нашего государства? Работа 1 группа – Исследователи : Привести примеры Героев древнерусской литературы, которые неразрывно связаны с историей развития Русского государства, русской народности. Доказать, что Поступки героев проникнуты героизмом и патриотизмом. Найти в текстах произведений древнерусской литературы прославление созидательного труда отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов. Установить взаимосвязь - Персонажи показывают как крепко могучее суверенное государство. Какие качества показаны в характерах героев?
Отразились ли религиозные верования в древнерусской литературе? 3 группа – Литераторы Как связаны история возникновения литературы Древней Руси и история развития христианства? Привести примеры, как др.литература была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства Составить таблицу героев, обладающими качествами христианина. Какие герои были причислены к святым? Как они пришли к этому в мирской жизни?
Что нам предстоит сделать? 1. Работать в группах, узнать как можно больше о древнерусской литературе. 2. Выяснить причины создания произведений. 3. Оценить необходимость моральных принципов в поучениях, повестях. 4. Предоставить результаты исследований в группах
План реализации проекта: Урок 1 – «Знакомство с древнерусской литературой. Жанры.» Урок 2-3 –» Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» Урок 4 – «Повесть о Петре и Февронии» Урок 5 – Сочинение. Срок реализации проекта – 2-з недели (5 уроков)
Желаю удачи!