Требования ФГОС Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». 2
Требования ФГОС Метапредметные результаты освоения учащимися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы». 3
Особенности текущего периода Переход от выполнения проектов и исследований «по желанию» к обязательному; Задача выполнения проектов и исследований всеми учащимися независимо от их склонностей и способностей; Необходимость адекватной оценки результативности исследовательской деятельности при материальном и моральном стимулировании учителей. 4
Функции исследовательской деятельности на разных ступенях в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности; в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и пред профессиональных навыков как основы профильного обучения 5
Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1. Элементы исследования в рамках учебных предметов 2. Предметы в рамках базисного компонента 3. Элективные курсы – школьный компонент 4. Группы дополнительного образования 5. Экскурсия 6. Общешкольный проект 7. Поход или экспедиция 8. Конференция или конкурс 9. Клуб или молодежное объединение 6
Виды деятельности в образовании Вид ЦельСредство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Научно-исследовательская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя Учебно-исследовательская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний Проектная деятельность Развитие и обучение учащихся Создание учебного объекта 7
Уровни исследовательской деятельности школе Поступление в профильный вуз Международные программы Городские, межрегиональные, Всероссийские конференции, конкурсы и выставки Экспедиции, экскурсии, работа в лабораториях Элективные, спецкурсы, группы дополнительного образования Учебные предметы базисного компонента Массовые интерактивные мотивирующие формы привлечения будущих учащихся (дни открытых дверей, интернет-проекты и др.) 8
Уровни проектирования в школе Ученический исследовательский проект Констатация факта, подтверждение гипотезы Проектирование учебной деятельности ученика (учительский проект) Достижение образовательного результата Проект развития школы на основе исследовательской деятельности учащихся Создание «лица» школы, развитие коллектива 9
Индивидуальный проект Представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». 10
Результаты выполнения индивидуального проекта сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования, презентации результатов. 11
замена исследовательской работы рефератом отсутствие законченности в работе (штурмовщина) несоблюдение правил оформления работы неспособность учащегося грамотно вести дискуссию, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении работ
Исследование – «из следа» Сопоставление первоисточников, их анализ и проведение на его основании новых выводов Реферат – «референция» Выбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему
такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением Исследовательская деятельность
это деятельность, главной целю которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося) Научно-исследовательская деятельность это вид деятельности, направленный на получение новых объективных знаний Учебно-исследовательская деятельность
При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается.
Подготовка к проведению исследования Проведение исследования Оформление исследовательской работы Защита результатов исследования Этапы исследовательской работы
Определение объектной области, объекта и предмета исследования объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы и уточнение темы Формулирование гипотезы Формулирование цели и задач исследования цели и задач исследования I. Подготовка к проведению исследования
объектная область – сфера науки и практики в которой находится объект исследования (учебная дисциплина) объект исследования – определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию предмет исследования – конкретная часть объекта внутри которой ведется поиск
Интерес для учащегося (не только на текущий момент, но и в перспективе профессионального развития) Обоюдная мотивация и ученика, и педагога («мастер – ученик») Реализуемость в имеющихся условиях (доступность литературы, оборудования) Актуальность в современной науке (наличие проблемы в данной области исследования) Критерии выбора темы исследования
мотивация по результату (обучающийся ориентирован на результаты деятельности); мотивация по процессу (обучающийся заинтересован самим процессом деятельности); мотивация на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки); мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.) Виды внутренней мотивации
готовность учащихся к этому виду работы желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности Условия осуществления исследовательской деятельности
Гипотеза должна удовлетворять требованиям: содержать предположение быть проверяемой быть логически непротиворечивой соответствовать фактам ( «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…»)
Цель исследования - конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы ( выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать…) Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой (утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута)
Специальные Общие (используются в различных науках): Теоретические: моделирование абстрагирование анализ и синтез Методы исследования Математические: статистические метод визуализации данных методы и модели динамического программирования методы и модели теории графов и сетевого моделирования Эмпирические: наблюдение сравнение эксперимент измерение
Технологический этап ( собственно проведение) Аналитический, рефлективный этап Рабочий план – планируемые эксперименты, необходимый инвентарь, первичная обработка результатов, их проверка Наиболее продуктивно - обсуждение результатов в группах II. Проведение исследования
Тезисы – сжатое перечисление основных положений и выводов Научно-исследовательская работа – развернутые тезисы, подробное изложение всего хода исследования и результатов III. Оформление работы
Проблемно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские
творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы
творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий
творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования
творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования
Цели, задачи и методы исследования Ход и результаты исследования Личный вклад автора Выводы, возможные варианты дальнейших исследований "Если в конце исследования не видно начала следующего значит исследование не доведено до конца (Дмитрий Сергеевич Лихачев) IV. Защита результатов исследования
Место исследовательской деятельности учащихся в концепции образовательных стандартов второго поколения
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте
Базовые компетентности современного человека: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Исследовательская деятельность