Преподаватель Солодкова Т.М. Санкт-Петербургское музыкальное училище им.Н.А. Римского-Корсакова
Культура как предмет научного познания Становление научного знания о культуре. Культурные модели. Культура как мир человеческих смыслов. Подходы к изучению и методы исследования культуры. Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса. Теории развития культуры.
Становление научного знания о культуре « Культура ( лат. Cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
«Цепь» форм бытия человек Культура природа общество
Системный подход к анализу культуры Бытие – исходное философское понятие, определяющее целостность объективной реальности. Природа – исходная форма бытия. Человеческое общество – новая форма бытия, отличающаяся от природной, появляется на определенной стадии развития природы. Человек –третья форма бытия наряду с природой и обществом. Культура – четвертая форма бытия, осуществляющая работу «механизма социального наследования».
Культура как процесс человеческой деятельности 1. сам человек как субъект деятельности 2. способы деятельности \опредмечивание сущностных сил человека 3. сами предметы, создаваемые человеком: материальные, духовные, художественные \вторая природа 4. вторичные способы деятельности человека \ распредмечивание 5. человек – творение культуры 6. общение – особая форма человеческой деятельности.
«Цепь» культуры Человек как носитель культуры – ее творец и творение Деятельность опредмечивания Предметное бытие культуры Деятельность распредмечивания
Считать культурой? Аксиологический подход к культуре – оценка человеческой деятельности, предполагает выявление только тех ее видов и форм, которые способствуют сохранению, развитию и совершенствованию самого человека, служат во благо человеку и природе (созидательные).
Культура – антикультура? Онтологический подход – к культуре относится все созданное и создаваемое человеком, что позволяет понять всю сложность культурно-исторического процесса. Д.С. Лихачев ввел понятие «экология культуры», в основе которого лежит тезис, что культура – это вершина человеческой деятельности, лучшие достижения в создаваемом человеком мире.
Сущность культуры заключается в том, что она создается людьми для людей: человек и творец и результат культуры. Содержание культуры – процесс исторического развития человеческих способностей, взглядов, представлений, воплощенный во всем многообразии созданного им мира.
Специфика художественной культуры. производство распределение потребление
Традиционно понятие «художественная культура» тождественно понятию «искусство». Искусство – ее центральный и системообразующий элемент. Формы деятельности, связанные с искусством – художественное творчество, восприятие, критика и т.д., образуют «культурное поле».
Природа и сущность искусства. искусство философия Конкретность (пейзаж, портрет.. Обобщение - философский метод отражает действительность как некую жизненную целостность искусство, обобщая, сохраняет ощущение полноты жизни выражает сущность явлений в обобщенно-абстрактной форме Воздействует на сердце и ум воздействует на ум Искусство отражает действительность. Действительность сложна и постоянно изменяется, следовательно, искусство сложно и развивается.
Функции искусства полифункциональность 1.Общественно-преобразующая (искусство как деятельность) 2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение) 3. Художественно-концептуальная (философичность, или искусство как анализ состояния мира) 4. Предвосхищения ( «массандровское начало», или искусство как предсказание)
5. Информационно-коммуникативная (искусство как сообщение и общение) 6. Воспитательная (искусство как катарсис; формирование целостной личности) 7. Внушающая (воздействие на подсознание) 8. Эстетическая (формирование творческого духа и ценностных ориентаций) 9. Гедонистическая (наслаждение).
Учебники Костина А.В. Культурология.М.,2010 Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. Изд. Питер, 2007 Пушнова Ю.Б. История культуры. М., 2005 Основы теории художественной культуры. Под общей ред. Л.М. Мосоловой, СПб. 2001
Терминология Артефакт, культурный ареал, культурные универсалии, культурная модель мира, натуралистическая модель, рационалистическая модель, символическая модель, доминанты, «осевое время».
Персоналилии Ж.Ж. Руссо, И Гердер, Л. Уайт, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, М.Мид, Б.Рут, Ф. Боас, Э. Тейлор, Д. Фрезер, О.Шпенглер, К. Ясперс, А. Швейцер, М. Вебер, П.А. Сорокин, А.Л. Чижевский, В. И. Вернадский.
Пояснения Записать Прочитать Знать и уметь выразить свое знание С уважением, Татьяна Михайловна