Педагогические технологии развития дошкольников МБДОУ детский сад 134 г. Вяземского Консультация для педагогов Воспитатель - Тарынина Светлана Геннадьевна 2014 год
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально- волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
o Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. o Инновационные технологии это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Образовательные технологии игровые педагогические технологии включают группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая побуждает, стимулирует детей к учебной деятельности. Направления игровых приёмов: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Классификации педагогических игр обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфика игровой технологии: игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения. Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач: 1. дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); 2. развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); 3. воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); 4. социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Технология развивающих игр Б. П. Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания. В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается соединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. Развивающие игры - разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
К современным педагогическим технологиям относятся: 1. Личностно-ориентированные технологии обучения а. Технология педагогических мастерских б. Технология обучения как учебного исследования в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) г. Технология эвристического обучения д. Метод проектов
2. Предметно-ориентированные технологии обучения а. Технология постановки цели б. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) в. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко г. Технология концентрированного обучения д. Модульное обучение.
. Информационные технологии. а. ИКТ б. Технологии дистанционного обучения 4. Технологии оценивания достижений учащихся а. Технология "Портфолио" б. Безотметочное обучение в. Рейтинговые технологии
5. Интерактивные технологии а. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» б. Технология проведения дискуссий в. Технология «Дебаты» г. Тренинговые технологии
ЛИТЕРАТУРА: 1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) – М., Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М., Леви В.Л. Искусство быть собой – М., Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., Макаренко А.С. Педагогические сочинения – М., Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) – М., Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997