Организация правотворческой деятельности: основные подходы и процедуры
Организация правотворческой деятельности в муниципальном образовании предполагает определение субъектов правотворческой деятельности определение возможностей участия населения в правотворческой деятельности определение и закрепления порядка правотворческой деятельности : ( кто? как? в какой последовательности?) мониторинг практической реализации (результативности, эффективности) принятых правовых актов корректировка (совершенствование) существующих правовых актов
Определение субъектов правотворческой деятельности правоустанавливающие субъекты: население (референдум) представительный орган субъекты правотворческой инициативы обязательные участники правотворческой деятельности: экспертизы и обсуждения законопроектов возможные участники правотворческой деятельности
Субъекты правотворческой инициативы Определяются Уставом В обязательном порядке (ст. 46): Население (группа граждан) Органы ТОС Депутат/группа депутатов Глава МО Выборными органами МСУ Главой администрации Дополнительно (если установлено Уставом): Общественные формирования (общественные советы, палаты, политические партии, общественные движения, союзы и пр.) Иные лица
Участники правотворческой деятельности (проектирование, обсуждение) Органы и специалисты органов местного самоуправления Прокуратура Заинтересованные организации и граждане Привлекаемые экспертные организации и отдельные специалисты Общественные формирования (Советы, палаты, комитеты и пр.) Общественные организации, осуществляющие общественный контроль (правозащитные, экологические, отраслевые саморегулируемые организации) СМИ
Определение возможностей участия населения в правотворческой деятельности Формы участия граждан в правотворческом процессе, установленные в федеральных законах: Правотворческая инициатива (131 ФЗ) Публичные слушания (131 ФЗ) Обращение (предложение) гражданина (ФЗ59 «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ») Ознакомление с проектами нормативных правовых актов (ФЗ 8 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ») Обеспечение участия граждан в заседаниях коллегиальных органов (ФЗ 8 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ») Независимая антикоррупционная экспертиза (ФЗ172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»)
определение и закрепления порядка правотворческой деятельности Кто? Что и как делает? В какой последовательности? Этапы правотворческой деятельности: Планирование Проектирование Внесение проекта на рассмотрение управомоченного на принятие органа Рассмотрение (экспертизы, обсуждения) Корректировка Принятие Подписание Опубликование
Процесс проектирования нормативно правовых актов принятие решения о подготовке проекта НПА подготовка Концепции НПА подготовка текста проекта НПА подготовка сопроводительных документов экспертизы/обсуждения/согласования текстов проекта НПА и его сопроводительных документов
Мониторинг практической реализации (результативности, эффективности) принятых правовых актов Использование нормативного акта Обоснованность и удобство процедур Выявление различных толкований Возникновение конфликтов Выявление пробелов (не урегулированных вопросов) Достижение целей принятия акта: Как изменились/упорядочились/сформировались общественные отношения в сфере действия данного правового акта?
Корректировка (совершенствование) существующих правовых актов Принятие нормативных правовых актов, вносящих изменения в ранее принятые нормативно правовые акты. Принятие нормативных правовых актов в новой редакции. Признание утратившими силу нормативных актов (их частей).
Основные подходы к организации правотворческого процесса. Аудит и мониторинг состояния и качества системы муниципальных правовых актов (регистры муниципальных правовых актов) Обособление и регламентация этапа проектирования Расширение участия граждан и заинтересованных организаций в правотворческом процессе Расширение использования экспертиз в правотворческом процессе
Организация правотворческого процесса на федеральном уровне Регламент Государственной Думы РФ Раздел III. Законодательная процедура Регламент Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ VI. Законопроектная деятельность Правительства
Законопроектная работа состоит из следующих этапов разработка концепций законопроектов; подготовка текстов законопроектов; согласование текстов законопроектов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; получение правового заключения Министерства юстиции РФ о соответствии законопроекта Конституции РФ, федеральному законодательству, правилам юридической техники; доработка (при необходимости) законопроектов и сопроводительных документов; подготовка пояснительных записок, финансово - экономических (социально - экономических) обоснований законопроектов;
Законопроектная работа состоит из следующих этапов (продолжение) представление законопроектов в Правительство РФ; организационное и информационное сопровождение законопроектов при их рассмотрении в палатах Федерального Собрания РФ; подготовка и представление в Правительство РФ проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства РФ по рассматриваемым в палатах Федерального Собрания РФ законопроектам; сбор, учет, систематизация информационных и аналитических материалов, относящихся к законопроектной работе.
Закон города Москвы «О правовых актах города Москвы» Ст.5 Стадии правотворчества Основными стадиями правотворчества являются: 1) планирование правотворчества; 2) разработка проектов правовых актов; 3) рассмотрение проектов правовых актов и их принятие; 4) подписание и опубликование правовых актов; 5) мониторинг правовых актов (правовой мониторинг) Глава 4. Экспертиза проектов правовых актов и ее виды -Правовая -Лингвистическая -Антикоррупционная -Экологическая -Финансовая -Криминологическая -Иные виды экспертиз -Комплексная экспертиза -Независимые экспертизы
ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ В ВОЛОДАРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ Нижегородской области Глава 4. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Статья 18. Содержание правотворчества 1. Процесс правотворчества органов местного самоуправления включает в себя: прогнозирование; планирование; разработку проектов муниципальных правовых актов; экспертизу проектов муниципальных правовых актов; внесение проектов муниципальных правовых актов в правотворческий орган; рассмотрение муниципальных правовых актов и их принятие; подписание либо отклонение муниципальных правовых актов; опубликование муниципальных правовых актов; вступление в силу муниципальных правовых актов и прекращение их действия.
Статья 19. Прогнозирование в правотворчестве 1. Прогнозирование в правотворчестве - основанный на применении научных средств и методов анализ состояния законодательства с целью выявления основных тенденций и направлений дальнейшего развития законодательства и будущего его состояния. 2. Основными задачами прогнозирования в правотворчестве являются: получение научной прогностической информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития федерального законодательства, законодательства Нижегородской области; определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего разрешения со стороны органов местного самоуправления района; выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем правовому регулированию в районе; определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов правового регулирования в районе; установление наиболее целесообразной очередности подготовки проектов муниципальных правовых актов; использование в правотворчестве специальных прогнозов в сферах экономики, политики, демографии, экологии и других сферах общественной жизни.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, ПРИНЯТИЯ И ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТОБОЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ Статья Подготовка проекта правового акта включает в себя разработку его названия и целей, концепции и структуры, а также формулирование отдельных положений (статей, пунктов, частей), регулирующих ту или иную сферу общественных отношений. Статья Подготовленный проект нормативного правового акта и поступившие предложения, замечания по нему могут быть направлены на научную, правовую экспертизу. Статья Экспертиза нормативных правовых актов осуществляется научными и иными учреждениями, экспертами или группами экспертов из числа ученых, специалистов, не принимавших ранее участия в подготовке соответствующего проекта. В оценке проекта нормативного правового акта эксперты независимы и не связаны позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.
Организация правотворческой деятельности Устав муниципального образования виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления по участию в правотворческой деятельности порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования Положение об организации правотворческой деятельности (НПА) Регламент представительного органа местного самоуправления (правовой акт) Регламент администрации/постановление администрации о порядке подготовки проектов нормативных правовых актов (правовой акт)
Положение об организации правотворческой деятельности Общие положения: понятия, принципы Субъекты правотворческой деятельности Участие населения в правотворческой деятельности Полномочия органов местного самоуправления по участию в правотворческой деятельности Этапы (стадии) правотворческой деятельности Требования к качеству нормативных правовых актов Заключительные положения
Порядок осуществления полномочий органов - Регламенте Разделение труда Процедуры Сроки Требования к составу и качеству документов, готовящихся в рамках правотворческого процесса
Разделение труда: Кто и на каких основаниях будет готовить проекты нормативных актов? Варианты: Специалисты органа местного самоуправления (в рамках должностных обязанностей): Отраслевики Юристы Смешанная рабочая группа: Закрытая Открытая (с привлечением привлеченных участников ) Привлеченные специалисты: На общественных началах (заинтересованные организации и граждане) По контракту (экспертные организации)