«Применение технологии проблемного обучения.
Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. Задачи: - познакомиться с основными приёмами проблемного обучения; - подробно изучить «кейс-метод»; - создать оптимальные пути для реализации проблемного обучения на указанных дисциплинах.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв) « Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» ( М.В.Кларин). [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, – C ]
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально- описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: Общепедагогический (общедидактический) уровень: технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения, в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Частнометодический (предметный) уровень: совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя. Локальный (модульный) уровень: технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Образовательная технология есть комплекс, состоящий из: - некоторого представления планируемых результатов обучения, - средств диагностики текущего состояния обучаемынх, - набора моделей обучения, - критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий - система задач, удовлетворяющая требованиям: 1. Полнота. 2. Наличие ключевых задач. 3. Связность. 4. Возрастание трудности в каждом уровне. 5. Целевая ориентация. 6. Целевая достаточность. 7. Психологическая комфортность.
Проблемное обучение - педагогическая технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Кейс-метод западная методика, построенная на создании проблемной ситуации. Проблемная ситуация создаётся на основе фактов из реальной жизни. Учитель, используя данную методику на уроке, стремится к реализации важнейших задач по формированию компетентностей, знаний и практических навыков.
Что необходимо для создания кейса? решить орг.вопросы: -задание проводят в оборудованном ПК кабинете; -продумать проблемную ситуацию; -создать рабочие группы; выбрать жюри создать содержимое кейса: -ссылки на сайты и порталы; или -подготовить портфель с отпечатанными документами Урок с использованием кейс-метода может проводиться в несколько этапов, в старших классах на парных уроках.
Выводы: При использовании методики проблемного обучения необходимо: - учитывать прежде всего возрастные особенности ; - уровень подготовки обучающихся, их способность к мышлению, к умению делать выводы; - помнить об особенностях классного коллектива; - задание рассчитывать на среднего ученика (т.е задание должно быть средней сложности, понятным, обязательно интересным и полезным) Учитель должен обладать наблюдательностью, умением слушать собеседника, быть эрудированным в различных областях жизни и науки и помнить, что технология проблемного обучения - это очень трудоёмкая технология.