Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед: Хасанова Г.Ю. МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Уважаемые родители! Только в совместной работе с учителем – логопедом можно добиться положительных результатов. Рекомендуемые упражнения необходимо повторять ежедневно, 2-3 раза; Упражнения нужно выполнять перед зеркалом.
Первый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены; Вытягивание губ вперёд трубочкой; Чередование положения губ в улыбке и трубочкой; Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
Язык широкий; Язык узкий; Чередование широкого и узкого языка; Подъём языка за верхние зубы; Чередование движений языка вверх и вниз; Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике):отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.
Второй комплекс (для свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)
«Забей мяч в ворота» Возьми поролоновый мячик; Положи перед футбольными воротами; Забивай гол плавной струёй воздуха; Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха; Посчитай, сколько голов ты забил.
«Лопаточка» Улыбнись. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении.
Дуем на снежинку Держи снежинку перед губами. Сделай из языка «лопаточку». Выдыхай плавно на снежинку с «лопаточки». Смотри, как красиво летит твоя снежинка.
«Чищу зубы» Улыбнись. Приоткрой рот. Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти кончиком языка верхние зубы, делая движения из стороны в сторону.
Третий комплекс (для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ)
«Грибок» Присоси к нёбу широкий язык. Раскрой рот как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка), натянулась.
«Вкусное варенье» Слегка приоткрой рот. Широким кончиком языка слижи варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
«Дудочка» Высуни широкий язык. Боковые края языка максимально загни вверх. Дуй в получившуюся «дудочку».
Четвёртый комплекс (для звуков Л, ЛЬ)
«Вкусное варенье» Слегка приоткрой рот. Широким кончиком языка слижи варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
«Качели» Улыбнись. Открой рот, как при звуке А. Подними кончик языка за верхние зубы. Затем опусти язык за нижние зубы. Повтори несколько раз.
«Лошадка» Улыбнись. Приоткрой рот. Цокай медленно кончиком языка. Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
Пятый комплекс ( для звуков Р, РЬ)
«Чищу зубы» Улыбнись. Приоткрой рот. Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти кончиком языка верхние зубы, делая движения из стороны в сторону.
«Маляр» Води кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперёд- назад.
«Забей мяч в ворота» Возьми поролоновый мячик; Положи перед футбольными воротами; Забивай гол плавной струёй воздуха; Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха; Посчитай, сколько голов ты забил.
«Лошадка» Улыбнись. Приоткрой рот. Цокай медленно кончиком языка. Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
«Вкусное варенье» Слегка приоткрой рот. Широким кончиком языка слижи варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
«Барабанщик» Улыбнись. Открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
АРТИКУЛЯЦИОН НАЯ Артикуляционная ГИМНАСТИКА
«Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно медленно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
«Блинчик» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».
«ЧИСТИМ ЗУБКИ» «ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«ИНДЮК» «ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
«КИСКА СЕРДИТСЯ» «КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается
«КАЧЕЛИ» «КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«МАЛЯР» «МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«ПАРУС» «ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
«ЧАСИКИ» «ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«ЧАШЕЧКА» «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.