Поставьте Поставьте по 1 баллу за каждый правильный ответ. 1В, 2Г, 3Б, 4А, 5Е, 6Д
Сравните дождевого червя с пиявкой и личинкой майского жука.
Тема урока: Основные типы эволюционных изменений
Цель урока: сформировать знания об основных типах эволюционных изменений. Задачи урока: получить представление о типах эволюционных изменений; научиться сравнивать различные типы эволюционных изменений; иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных.
Основные типы эволюционных изменений Параллелизм Конвергенция Дивергенция
Параллелизм - независимое приобретение сходных признаков родственными организмами, обитающими в одинаковых условиях и ведущими сходный образ жизни.
Конвергенция - (схождение признаков ) – возникновение сходных черт строения у неродственных видов, обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни.
Дивергенция - расхождение признаков в пределах популяции, вида, возникающее под действием естественного отбора, приводящее к образованию новых видов, родов, классов.
1. Сравните организмы и определите форму эволюции Медведка. Крупное насекомое. Передняя пара конечностей видоизменена и является превосходным инструментом для рытья земли. Крот. Передние лапы вывернуты наружу и имеют широкие ладони и мощные плоские когти и являются превосходным инструментом для рытья земли.
2. Сравните организмы и определите форму эволюции Сосна обыкновенная. Хвоинки расположены по 2 в пучке, длина 4-6 см. Семена чёрные, 45 мм, с 1220-миллиметровым перепончатым крылом. Сосна кедровая. Хвоинки расположены по 5 в пучке, длина 6-14 см. Семена крупные, без крыльев.
3. 3. Сравните организмы и определите форму эволюции Заяц-русак живёт в полях и степях. К зиме чуть-чуть светлеет. Не может передвигаться по глубокому негу. Заяц-беляк живет в лесу. К зиме меняет окраску на чисто белую. Легко передвигается по глубокому снегу.
4. Сравните организмы и определите форму эволюции Верблюд. Имеет запас жира, содержащийся в горбах. Курдючная овца. Имеет жировое отложение (курдюк) в районе хвоста.
5. Сравните организмы и определите форму эволюции Верблюд одногорбый Верблюд двугорбый
6. Сравните организмы и определите форму эволюции Рак. Передняя пара конечностей - клешни. Ведет ночной образ жизни. Скорпион. Внешний вид у него довольно устрашающий: восемь ног и грозные «щупальца» с клешнями. Ведет ночной образ жизни.
7. Сравните организмы и определите форму эволюции Рак - пресноводное беспозвоночное животное типа членистоногих, покрытое панцирем и имеющее клешни и брюшко, похожее на хвост. Краб - морское беспозвоночное животное отряда десятиногих ракообразных; короткохвостый рак.
8. Сравните организмы и определите форму эволюции Большой прудовик Обитатель водоемов. Виноградная улитка - одна из самых крупных сухопутных улиток России.
9. Сравните организмы и определите форму эволюции Плавунец-тоник окрашен в черный цвет, а длина тела чуть больше сантиметра. Избегает открытой воды, проводя все время в зарослях зеленых водорослей и ряски около поверхности воды. Его короткие ножки приспособлены для лазанья в зарослях водяных растений. Плавунец окаймленный. Длина его тела достигает 3-4 см, предпочитает открытую воду. Отлично плавает, задние ноги, выполняют функцию весел, плоские, с длинными щетинками.
10. Сравните организмы и определите форму эволюции Кенгуру. Имеет длинные задние конечности прыгательного типа Тушканчик. Имеет длинные задние конечности прыгательного типа
11. Сравните организмы и определите форму эволюции Лягушка. Предпочитает более сырые места, влажная кожа, длинные конечности. Впадает в анабиоз. Жаба. Предпочитает менее влажные места, кожа сухая, грубая, короткие конечности. Впадает в анабиоз.
12. Сравните организмы и определите форму эволюции Лягушка Комнатная муха
13. Сравните организмы и определите форму эволюции Бражник не садится на цветок в процессе питания, а зависает над ним в воздухе, так же быстро-быстро перебирая узкими крыльями Колибри не садится на цветок в процессе питания, а зависает над ним в воздухе, так же быстро-быстро перебирая узкими крыльями
14. Сравните организмы и определите форму эволюции Еж Ехидна
Проверим себя! Критерии выставления оценки: оценка оценка оценка оценка 2 Дивергенция Конвергенция 2,3,5,7,8,9,111, 4,6,10,12,13,14
1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок яне устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / не интересным
Домашнее задание П. 7.9, вопросы к тексту. Для желающих: подобрать примеры конвергенции и дивергенции, используя Интернет или дополнительную литературу.
Молодцы!