Стандарты образования нового поколения О.Е.Лебедев Д.п.н., профессор Президент Общественного Института Развития Школы
Формирование образовательных стандартов представляет собой совокупность трансформационных процессов, происходящих на трех уровнях: 1.общества; 2.отрасли; 3. образовательного учреждения.
Третий уровень формирования стандарта Первый уровень формирования стандарта - представления об образованном человеке, исходя из которых определяются критерии оценки реальных образовательных результатов Второй уровень формирования стандарта - устанавливаются нормы, - требования к деятельности образовательных учреждений - требования к результатам - определение приоритетов, отражающих компромисс между: социальными ожиданиями, - отраслевыми требованиями - возможностями образовательного учреждения
Социальные ожидания в сфере общего образования меняются Факторы изменения: 1. повышение уровня образования работающего населения и связанное с ним изменение представлений о «достаточном» уровне образования; 2. расширение масштабов общего образования и развитие требования обеспечить реализацию принципа равных возможностей; 3. информатизация общества и появление ожиданий, связанных с использованием в образовательном процессе новых технологий; 4. демократизация общества и связанное с этим процессом распространение ориентаций на право выбора образовательного маршрута.
Изменения в образе жизни - изменения представлений об образованном человеке Следствия: требования к подготовке работника, воспитанию гражданина; требование «обучения досугу».
Отражение новых представлений об образованном человеке - идеология компетентностного подхода.
Новое поколение образовательных стандартов: 1. Предполагается ввести в образовательную практику в 2010 году, основывается на нескольких принципиальных позициях: Образовательные стандарты представляют собой общественный договор относительно желаемых результатов образовательной деятельности и условий их достижения; Основой для определения содержания образования является согласование целей общего образования; Определение целей общего образования должно быть соотнесено с реальными ресурсами школы;
Новое поколение образовательных стандартов Временные ресурсы, необходимые для достижения планируемых образовательных результатов, не должны быть чрезмерными; учебная деятельность не должна препятствовать включению детей в другие виды деятельности, значимые для их развития; Все участники образовательного процесса должны нести свою долю ответственности за результаты образовательной деятельности.
Действующие приоритеты в деятельности общеобразовательных школ: успеваемость, подготовка к экзаменам; доминирование предметных результатов над мета предметными и личностными; освоение учебного материала на уровне воспроизведения.
отраслевые стандарты (содержание контрольно- измерительных материалов); стремление иметь конкурентные преимущества в условиях дефицита школьников; социальные ожидания (соответствие которым может являться признаком инновационности). Факторы, которые влияют на образовательные стандарты школ:
Возможности негосударственной школы заключаются в формировании образовательных стандартов, соответствующих современным социальным ожиданиям и ориентированным на «уровневый подход» в организации образовательной деятельности.