Девиз: Налаживай ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения.
Цель Развитие социальных качеств личности, формированиме коммуникативной культуры детей через использованиме игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.
Задачи социо- игровой технологии. Созданиме условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства. Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения. Формированиме умений и навыков дружеского, коммуникативного взаимодействия. Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя. Развитие взаимодействия «Ребенок- ребенок», «Ребенок- родитель», «Ребенок- взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
Формы организации Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договориться. Сказкотерапия Самопрезентации Тренинги Приемы социально направленные на созданиме ситуаций успеха и комфортности. Методы создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Ключевые идеи Организация собственной деятельности детей, в которой ребенок делает, слушает, смотрит и говорит. Иди от детей. Спартанское воспитаниме(двиг аниме парт, работа на ковре, в приемной и. т. д.) Вместе мы сила. Нам не дано предугадать как наше слово отзовется.
Правила и условия организации игры 1. Использованиме работы малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». В младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5- 6 человек: -по цвету волос, глаз, одежды; - что бы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; - кто на каком этаже живет; - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пешком и. т. д. 1. Использованиме работы малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Мнение всей группы выражает один человек, лидер. Лидера дети выбирают сами и он должен меняться. 2. « Смена лидерства». 3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен ( обстановки). Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в любом уголке группы: в центре, за столами, на ковре, в приемной и.т.д.
4. Смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время работы. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов. Дети начинают понимать, что каждое заданиме имеет начало и конец и требует сосредоточенности.
5. Наличие интеграции всех видов деятельности. 6. Принцип полифонии. Признак полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Положительный результат при обучении в игровой форме дает в области коммуникации, эмоционально- волевой сферы, способствует интеллектуальному, социальному, речевому и физическому развитию.
Классификация игр социо-игровой направленности.(Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов ) 1. Игры для рабочего настроя. Главная задача – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимости друг от друга 2. Игры- разминки. Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования, смешного, несерьезного выигрыша. 3. Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно- исполнительский результат действия. 4. Игры социо- игрового приобщения к делу. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала: если дети учатся различать, запоминать, систематизировать, выполняя игровые задания 5. Игры вольные. ( на воле ) Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Различия традиционной и социо-игровой педагогики. Социо - игровая педагогика Традиционная педагогика. Умение действовать в темпе общей работы, слушать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, учить доводить начатое до предполагаемого результата. Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованимем программы. Воспитатель и воспитанник- партнеры.(субъект- субъектные отношения) Дидакт воспитателя. (субъект- объектные отношения ) Развитие самостоятельности.Послушное повторение формулировок. Отсутствие в работе педагога дискретности(дидактические знания не расчленяются на части а переплетаются друг с другом). Наличие дискретности- дидактические знания делятся на части(принципы, методы, приемы, и результаты).
Социо- игровая педагогика.Традиционная педагогика. Занятия- игра- жизнь между микро группами(малыми социумами- отсюда и термин « социо- игровая» ). Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре. Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе. Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть. Равноправие детей и взрослых- основа социо- игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Деятельность педагога весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения.
Методы активации мыслительной деятельности. 1.Методы, повышающие познавательную активность. Предложить в группе равных интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех у кого не получилось, кто давно уже все сделал. 2.Методы, вызывающие эмоциональную активность. Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию: - сюрпризные моменты, элементы новизны; - придумываниме сказок; - игры- драматизации; - юмор и шутки.
3. Методы способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей. - беседа; - созданиме предметной среды- этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи. 4. Метод коррекции и уточнение детских представлений. - повторение; - наблюдение; - экспериментированиме; - опыт.
Литература 1. Букатов В.М. «Шишел- мышел, взял да вышел», (НИИ Ш.Т г.) 2. Федорова М.А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах», (Красноярск, г.) 3. Лебедева Л.Д. «Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий». ( С.П., г.)