Анри де Тулуз-Лотрек 1864–1901 Дж. Болдини. Портрет Анри де Тулуз-Лотрека е
Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа был единственным долгожданным ребенком набожной графини Адель и эпатажного графа Альфонса. С детства он занимался верховой ездой, охотился, изучал живопись. Автопортрет перед зеркалом Графиня Адель де Тулуз-Лотрек. 1881–1882 Альфонс де Тулуз-Лотрек, управляющий четверкой лошадей. 1881
Первые уроки рисования Анри преподали его дядя Шарль и профессиональный художник Рене Пренсто. Затем он учился в Париже у Леона Бонна и Фернана Кормона. Познакомился и подружился с Ван Гогом. Эскиз, сделанный на маневрах около Кармо Карикатура, на которой Лотрек изобразил себя на заднем плане рядом с Рене Пренсто Портрет Винсента Ван Гога. 1887
Большую часть времени Лотрек проводил на Монмартре, заходил в кабаре и танцевальные залы – «Элизе Монмартр», «Мулен де ла Галетт», «Ша Нуар», перенося на холст и картон наиболее заинтересовавшие его сцены. В некоторых заведениях он уже стал своим человеком, например в «Мирлитоне», артистическом кабаре, основанном певцом Аристидом Брюаном. В танцевальном зале «Мулен де ла Галетт» Тулуз-Лотрек в возрасте 21 года
Картину «В цирке Фернандо. Наездница» можно считать предвестницей настоящего стиля Лотрека. Именно в этой работе Лотрек окончательно отказался от заимствованного у импрессионистов приема писать широкими мазками и перестал даже пытаться правильно строить перспективу. Основным становилась выразительность сцены. Лотрек называл свое творчество «сражением с листом бумаги». Говорят, что великий Дега, увидев однажды рисунок Лотрека, заметил: «Подумать только, это сделал молодой, а мы столько трудились всю жизнь!» В цирке Фернандо. Наездница. 1888
Ла Гулю и Валентин Дезоссе, танцующие в «Мулен Руж» Когда в 1889 г. на Монмартре появился «Мулен Руж», Тулуз- Лотрек стал завсегдатаем этого кабаре, где для него всегда был забронирован столик, а на стене перед входом висела его картина «Цирк Фернандо».
Танец в «Мулен Руж». 1890
В кафе «Ми» (Никчемные) Мир Тулуз-Лотрека – это мир кафешантанов и кабаре, публичных домов и улиц. Однако он всегда был далек от того, чтобы бичевать пороки современности, напротив – все картины Лотрека наполнены симпатией и сочувствием к этим порой не самым симпатичным персонажам. Быть может, подсознательно художник старается вызвать к ним жалость – ведь эти люди, как и он, оказались выброшенными из жизни.
Две подруги Усталость В салоне на улице Мулен. 1894
Туалет. 1896
Плакаты принесли подлинную славу Тулуз-Лотреку. Его стиль – декоративный и вместе с тем тяготеющий к монументальности, с его резкими и экспрессивными линиями и неожиданными ракурсами, – как нельзя лучше подходил для создания рекламы. «Мулен Руж» – Ла Гулю. 1891Японский диван. 1893Жарден де Пари – Жанна Авриль. 1893
Иветт Гильбер Успеху кабаре «Японский диван» способствовала певица Иветт Гильбер. Иветт не заказывала Лотреку афиши, но мастер сам выпустил серию литографий, посвященных ее творчеству. Альбом, хотя и не понравился друзьям певицы, считавшим, что Лотрек сильно обезобразил свою модель, заострив и без того резкие черты ее лица, тем не менее вызвал хвалебные отзывы критиков. Иветт Гильбер поющая Иветт Гильбер, кланяющаяся публике. 1896
После лечения в психиатрической клинике Лотрек стал больше внимания уделять цвету и тону. Поздние картины художника, темные и тревожные, явно отражают состояние автора. Мессалина Поль Вио, переодетый адмиралом. 1901
Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Я. Белошапкиной Журнал «Искусство» 3/2012 Жюстин Дьёль, сидящая в саду господина Фореста 1891