ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Художественная культура эпохи Просвещения России УРОК МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 10 КЛАССЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ 9 САЛТЫКОВА Т.Ю.
Периодизация культуры 18 века Первая четверть XVIII в. - искусство петровского времени. Середина столетия (1730-е е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х гг. - рококо). Искусство второй половины XVIII в. ( е гг.) - эпохи Екатерины II и Павла I: первая половина 1780-х - ранний классицизм. Вторая половина 178О-х - до 18ОО г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм.
ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА Эпоха реформ Петра I. Образование Российской империи. Отражение в искусстве становления абсолютистского государства.
Развитие портретной живописи. Парсуны. Парсуна Скопина-Шуйского Парсуна (искажённое лат. persona личность, особа) первоначально синоним современного понятия портрет
Художественные особенности парсуны Симон Ушаков Парсуна Скопина-Шуйского Симон Ушаков. Икона «Спас Нерукотворный»
Художественные особенности парсуны Парсуна Ивана Грозного Парсуна «Юный Пётр Великий»
Художественные особенности парсуны Парсуна «Михаил на коне» Парсуна «Михаил»
Художественные особенности парсуны В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи. Парсуна «Александр Невский»
Симон Ушаков ( ) – московский иконописец Икона «Похвала Владимирской Божией Матери» Икона «Христос Эммануил»
НИКИТИН Иван Никитич (ок не ранее 1742) Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца. Здесь еще заметна парусная статичность, неумение передать световоздушную среду. Но в облике милой и привлекательной девушки чувствуется стремление художника не только к внешнему сходству. Он раскрывает внутренний мир дели, наделяя его поэтическим содержанием. И.Н. Никитин. Портрет Прасковьи Ивановны, племянницы Петра
Никитин - портретист В 1716 Никитин и его брат Роман в числе первых были посланы в Италию: в Венецию и Флоренцию. В 1719 Никитин с блестящим аттестатом вернулся в Россию. Радушно принятый Петром I, Никитин становится придворным живописцем. И.Н. Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее 1716.
НИКИТИН Иван Никитич (ок не ранее 1742) Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится передать индивидуальные черты модели И.Н. Никитин. Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее ГТГ
Пётр I о даровании Никитина Из письма Петра I, написанного жене в Данциг 19 апреля 1716 года: "Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, то попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; так же и протчих, каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И.Н. Никитин. Портрет графа Г.И. Головкина е гг.
Никитин - портретист И.Н. Никитин. Портрет напольного гетмана е годы. Никитин добился точности и убедительности передачи характера личности петровского времени, достиг высокого уровня понимания натуры и профессионализма.
Никитин - придворный портретист И.Н. Никитин. Портрет Петра I е годы. Несмотря на внешне камерное решение, Петр I показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума. Из "походного журнала" Петра 1721 года: "на Котлине острову пред литургиею писал его величества персону живописец Иван"
Никитин – придворный портретист И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе Траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре. Времени было мало; портрет написан беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника.
Домашнее задание Подготовить сообщение-презентацию о творчестве Алексея Петровича Антропова