В. А. Жуковский основоположник русского романтизма «…для меня … жизнь и поэзия – одно» В.А.Жуковский
Русский романтизм Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Путь Жуковского к романтизму не был прямым: он вошел в русскую литературу в самый разгар борьбы между сентиментализмом и реализмом, кроме того, в это время были сильны традиции классицизма. Романтизм в России развивался в тесном взаимодействии с европейским романтизмом, хотя и не повторял его и не копировал его.
Романтизм конец XVIII – начало XIX века Великая французская революция и разочарование в её итогах В России Отечественная война 1812 г. Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе. 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Утверждаемые жизненные ценности неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; утверждение самоценности духовно- творческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; свобода Байрон В.А.Жуковский М.Ю.Лермонтов К.Ф.Рылеев
Изображение желаемого – мира мечты Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв Эстетическийидеал Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы Романтизм
Т ТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯТТИПГЕРОЯИПГЕРОЯ Исключительность романтического героя: 1. Сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе 2. Внутренняя раздвоенность 3. Одиночество 4. Трагическая судьба 5. Поиски идеала и мечты 6. Воплощение романтического бунта против действительности К.Брюллов. Гадающая Светлана М.Врубель. Демон Л.Пастернак. Исповедь Мцыри
Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир Романтизм К.Брюллов. Последний день Помпеи И.Айвазовский. Радуга СЮЖЕТЫСЮЖЕТЫ
ЖАНРЫ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе)
Основная тема поэзии В.А.Жуковского Тема трагедийности человеческого существования, одиночества человека, неизбежности для него страданий в несовершенном земном мире - одна из распространенных в поэзии Жуковского. Поэт восклицает: «Для одиноких мир сей скучен, а в нем один скитаюсь я…», «Я бурный мир сей презираю…» («Стихи…», 1803 г.); «…ах, жизнь тому ужасна, кто во глубь ее проник…» («Кассандра», 1809 г.); «…отымает наши радости без замены хладный свет, вдохновенье пылкой младости гаснет с чувством жертвой лет…» («Песня», 1820 г.). [10, I, с. 357]. Эти мотивы у Жуковского звучат постоянно в стихотворениях разных жанров и разных лет. Сквозным, постоянным и устойчивым мотивом для Жуковского был мотив трагедийности жизни.
Излюбленные лирические жанры В.А. Жуковского БАЛЛАДА – сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие «Людмила» «Светлана» «Перчатка» «Кубок» «Эолова арфа»
Баллады Жуковского Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда, Вальтера Скотта, Шиллера, Гете; в русской литературе – «Раиса» Карамзина. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского. Антитеза как отражение контраста настроений, как выражение столкновения страстей становится основным приёмом баллад Жуковского.
Герои баллад Жуковского Герои баллад Жуковского постоянно находятся в смятении чувств, вихре противоречивых настроений. Поэтому неслучайно в центре «маленьких драм» оказывается столкновение человека с судьбой, своеобразный бунт против судьбы. Тема судьбы, рока определяет драматизм характеров и конфликтов. Земные желания и чувства героев, их мечты о счастье сталкиваются с неумолимой силой социальных обстоятельств и загадками бытия.
Баллада «Светлана» Самой любимой, задушевной балладой, как отмечал сам Жуковский, была баллада «Светлана», написанная им в 1811 г. После ее появления Жуковский для многих читателей стал «певцом Светланы». Романтическая баллада «Светлана» народна. Используемый в ней характерный романтический пейзаж – вечерний, ночной, кладбищенский - сюжет, основанный на таинственном и страшном, романтические мотивы могил, оживающих мертвецов подчеркивает романтичность поэмы. Внутренняя правда и теплый лиризм доброй баллады напоминает нам русские сказки.
Баллада «Светлана» В балладе «Светлана» (что характерно для романтизма) проявляется романтическое двоемирие. Само заглавие знаменательно, оно несет в себе свет, создает определенное настроение. С самого начала автор погружает нас в сказочный мир гаданий, ворожбы, и сам ритм стихотворения соответствуют заданной теме. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… Но после описания веселых гаданий в тексте появляются печальные нотки: Тускло светится луна В сумерках тумана – Молчалива и грустна Милая Светлана
Далее возникает мистический сюжет сна. Жуковский использует характерный для баллад ход – встреча с миром мертвых. Светлана ждала своего жениха, а во сне она встречает его, но в очень странном виде. Жуковский подробно описывает сцену скачки с мертвым женихом, все время усугубляя ощущение тревоги, страха. Этому способствует и определенный ряд образов: «Вдруг метелица кругом…», «черный вран», кричащий «печаль!», «темная даль». Но, в конце концов, Светлану спасает ее молитва. Всё страшное оказывается лишь сном и отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и все сразу меняется. Мир снова залит светом, девушка встречается со своим женихом, который возвращается к ней живым и здоровым. Мир Жуковского в целом светлый и добрый. Поэт может погрузить читателя в атмосферу страха, но потом все-таки дает надежду и позволяет вернуться к чему-то светлому. Баллада «Светлана»
Излюбленные лирические жанры В.А. Жуковского ЭЛЕГИЯ – стихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения «Вечер» «Море»
ЭЛЕГИЯ «Море» «Море» Жуковского в композиционном отношении представляет собой большой, пространный монолог, с которым лирический герой обращается к морю как к живому существу. Лирический герой, как это и свойственно элегии, полон грусти, задумчив, его тревожит «тайна», которую скрывает в себе море, и он просит: Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земные неволя Далекое, светлое небо к себе?
Рисуя море, поэт использует прием олицетворения: море - живое существо, наделенное даром думать, дышать, грустить и даже любить! Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Море в стихотворении Жуковского - разное. В покойные дни, подчиняясь «далекому, светлому небу», море «чисто», горит «вечерним и утренним светом», «ласкает его облака золотые», освещается звездами». Но если «сбираются темные ночи», чтобы отнять у моря «ясное небо», оно становится другим: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и теряешь враждебную мглу. ЭЛЕГИЯ «Море»
Величие и мощь моря В.А.Жуковский рисует, используя слова возвышенной лексики: «необъятное лоно», «светозарная лазурь», «блещешь звездами», «враждебная мгла», «вздымаешь, сладостный блеск». Обращают на себя внимание яркие, образные эпитеты – море – «безмолвное», «лазурное». Использование анафоры Ты живо, ты дышишь. Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью… и градации придают стихотворению выразительность и убедительность: «бьешься»- «воешь» - «подъемлешь»- «рвешь»- «терзаешь»; «ты живо» - «ты дышишь» - «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты..» Заслуга В.А.Жуковского состоит в том, что весь видимый человеку мир в его поэзии предстал в индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. ЭЛЕГИЯ «Море»
Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» (1824 г) В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно – символ свободы. Прощание Пушкина с морем - это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: "и блещешь гордою красой""и радостно блещешь звездами его"; "ты катишь волны голубые""лазурное море"; "бездны глас" "над бездной твоей" и так далее. Оба поэта были покорены южной природой, создали сходные художественные образы.
Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. "К морю" написано в свете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом – гражданское звучание лирического произведения. Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» (1824 г)
Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» 1865 г Стихотворение Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное...", написано в январе 1865 года в Ницце, вскоре после смерти Елены Алексеевны Денисьевой. Стихотворение, как и другие произведения этого периода, отражает подавленное настроение поэта. Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе», оно мощно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря.
Море так свободно, так прекрасно и беспечально, что любуются звезды и любуется им поэт. Поскольку Тютчев является поэтом ночи, то именно ночное море он рисует в этом стихотворении. Последняя строфа создает совсем другое настроение. Здесь мы чувствуем какую-то боль, отчаяние, владеющие поэтом. Может быть это оттого, что прошло лишь пять месяцев со дня смерти Елены Алексеевны Денисьевой. К ней Тютчев испытывал сильное и глубокое чувство любви, которое приносило и радость и мучило их обоих. Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» 1865 г
Автор презентации Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1931