по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. А заря, лениво Обходя кругом Обсыпает ветки Новым серебром. С. Есенин
Увлёкся рисованием в раннем детстве В 32 года поступил в петербургскую Академию художеств, потом его посылают за границу для совершенствования мастерства. Очарован русским раздольем, пишет прекрасные пейзажи: «Мартовский снег», «Сентябрьский снег». Будь то пейзаж, натюрморт или портрет, всюду у Грабаря проявлялось его поэтически восторженное видение мира. Вошёл в историю русской живописи как поэт русской зимы.
«Настали чудесные солнечные февральские деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на снегу.» Л А З У Р Ь – светло-синяя, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком (устаревшее слово). Можно ли всё это увидеть на картине? Какие слова помогут нам увидеть краски февральского дня?
Как называется картина? Почему художник выбрал такое название? Какое время года изображено на картине? Что нам помогает понять, что это конец февраля, конец зимы? Что нам помогает понять, что на картине изображён солнечный день? А какой день изобразил художник – холодный или тёплый? Что изобразил художник? Какое небо на картине? Когда бывает такое небо? Какими красками нарисованы стволы берёз и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые?
Что изображено на переднем плане? Какая это берёза – молодая или старая? Что напоминает сплетение веток, сплетение белого на синем фоне? Какие берёзы на втором плане? Какие деревья на заднем плане? Почему они такие маленькие? Деревья красивы не только летом, одетые в нарядную листву, но и зимой, когда их ветви как бы купаются в морозном воздухе. Чтобы показать кружево веток на фоне синего неба, живописец даже вырыл в снегу траншею, откуда можно было смотреть на дерево снизу вверх
Тип текста – описание. Эпиграф – строки известных авторов, которые поясняют главную мысль произведения. План должен содержать три части: 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.
I. И.Э.Грабарь – мастер пейзажа. II. Небывалый праздник света и теней. 1. Солнечный февральский день. 2. Белоствольные красавицы. 3. «Сапфировые тени на серебряном снегу». III. Моё отношение к картине. Сочинение - описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром. С. Есенин. План.
День солнечный, ясный, морозный, погожий. Снег искристый, лиловый, лазурный, лиловый, серебристый, нежно-голубой, ослепительный, осевший, пористый. Тени глубокие, сапфировые, насыщенные цветом. Небо лазорево-чистое, ясное, глубокое, безоблачное, густо-синее, сапфировое, голубое, лазурное.
Берёза старая, могучая, изогнутая, искривлённая, огромная, белоствольная, кудрявая; толстый ствол; много веток, которые переплетаются в причудливом узоре. Ветки жемчужные, покрыты инеем, словно жемчугом; кружевные, коралловые; купаются в морозном воздухе; кружево веток на фоне синего неба. Рощица молодых берёзок на заднем плане. Настроение и чувства : радость восторг удивление восхищение.
Передо мной репродукция одного из самых известных пейзажей Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Автор картины вошёл в историю живописи как поэт русской зимы.
Домашнее задание: Написать сочинение- описание по картине, оформить на листе А4: название работы, план, текст сочинения, можно приклеить репродукцию картины и изображение художника.