модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, сложившееся в преддверии первой мировой войны. Мировоззренческой основой э. стал индивидуалистический протест против уродливого мира, отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада. Тяготение к мистике и пессимизм. Творчество как способ выражения эмоционального состояния автора. Экспрессионизм ( от фр.. expression – выразительность)
Причины формирования экспрессионизма Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное мировой войной, воспринимало действительность крайне субъективно, через эмоции тревоги, страха, разочарования. В 1970-е гг. возрождается интерес к Э. – т.н. неоэкспрессионизм.
Основные черты * Трактовка человека как существа, подавляемого необоримостью Судьбы, Рока. * Усиленное внимание к внутреннему миру человека, поиск путей для передачи его мыслей и чувств еще в момент их зарождения. * Противопоставление собственного внутреннего мира жестокой объективной действительности. * Деформация окружающей среды для нахождения скрытой «сути вещей».
Происхождение термина Термин «э.» был введен чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 г. в противоположность термину «импрессионизм»: Экспрессионист желает превыше всего выразить себя. Экспрессионист отрицает мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность.
Принцип выражения преобладает над изображением. Выражение эмоций - основная цель создания произведения. Отказ от иллюзорного пространства. Стремление к плоскостной трактовке предметов. Деформация предметов. Угловатые, искорёженные линии, быстрые и грубые мазки. Любовь к резким красочным диссонансам. Особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Повышенная аффектация, сгущение мотивов боли, крика. Смещения, преувеличения, упрощения – средства выражения эмоциональных состояний автора. Художественные приемы экспрессионизма:
Предшественники экспрессионизма Винсент Ван Гог – голландский постимпрессионист, открывший новые экспрессивные возможности цвета и линии. Джеймс Энсор – бельгийский художник–символист. Эдвард Мунк – норвежский художник–символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению; выражал эмоции ужаса. Эдвард Мунк. Крик.
Эрих Хеккель. Двое мужчин за столом, Литературная основа: Идиот Достоевского, сцена первого визита князя Мышкина в дом Рогожина. Художественный язык обусловлен установкой на интуитивную непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие ужаса: через деформацию предметов, природных форм как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым.
Пауль Клее. Предубеждение кораблей, К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина, объединений Мост, Синий всадник. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Отто Дикс. Портрет Сильвии фон Харден, 1926.
9 Основатели – студенты архитектурного факультета города Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер Фриц Блейль Эрих Хеккель Карл Шмидт-Ротлуфф Они сознательно противопоставляли себя реализму, импрессионизму и стилю модерн. Первая выставка Моста состоялась в 1906 г. в Дрездене, в магазине ламп. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке Моста в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. Впоследствии к ним присоединились Эмиль Нольде Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье финн Аксель Галлен – Калола и другие. «Мост» ( гг.) Кирхнер. Групповой портрет участников группы «Мост».
Синий всадник В 1909 г. В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. В 1911 г. редакция альманаха открыла выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению Синий всадник. В противоположность объединению Мост, для «С. в.» было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей.
Живописцы-экспрессионисты 11 Отто Мюллер ( ) – немецкий художник, член группы «Мост». О. Мюллер. Автопортрет. Эрих Хеккель ( ) – немецкий художник. Э. Хеккель. Девочка с куклой.
Живописцы-экспрессионисты 12 Отто Дикс ( ) – немецкий художники график, автор шокирующих, эмоционально напряженных картин. О. Дикс. Элис. Эрнст Людвиг Кирхнер ( ) – немецкий художник. Э. Кирхнер. Две девушки.
Живописцы-экспрессионисты 13 Франц Марк ( ) – немецкий живописец, участник «Синего всадника». Ф. Марк. Синий конь, Макс Пехштейн ( ) – немецкий художник. М. Пехштейн. Критик.
Живописцы экспрессионизма Австрия: Оскар Кокошка ( ) и Эгон Шиле (1890 – 1918). Э. Шиле. Осеннее солнце и деревья. О. Кокошка. Автопортрет.
Живописцы-экспрессионисты 15 Жорж Руо ( ) – французский живописец и график. Ж. Руо. Весна. Амедео Модильяни ( ) – итальянский художник и скульптор. А. Модильяни. Жених и невеста.
16 Скульптура экспрессионизма Скульпторы Эрнст Барлах, тяготевший к реалистичной манере и Вильгельм Лембрук, создававший пластические образы надломленной, как бы смертельно раненой грации, в которых были преувеличенно удлинены пропорции.
Экспрессионизм в музыке -поздние симфонии Гуго Малера, -ранние произведения Белы Бартока, -некоторые работы Рихарда Штрауса. -Главные представители – композиторы нововенской школы: Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антонин Веберн. Музыка экспрессионистов воплотила трагическое видение мира, порождённое столкновением высоких духовных устремлений с реалиями мировых войн. -Современный автор – Кшиштоф Пендерецкий.
Экспрессионизм в кино В кино Э. возник и получил развитие в Для него характерны мрачные мистические сюжеты, пронизанные ощущением фатальной обречённости человека, враждебности мира, противостоящего всему живому. Э. создавал образ фантастического мира, натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения которых применялись многократные экспозиции, наплывы. Актёры утрировали жест и мимику, создаваемые ими образы приближались к маске. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени).
Афиша фильма «Кабинет доктора Калигари» Немой фильм, положивший начало немецкому кино экспрессионизму. Первый в истории кино фильм, передающий на экране изменённые состояния человеческого сознания. Премьера фильма состоялась в Берлине в 1920 г. Он пользовался грандиозным успехом во всём мире.
Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари» 20
Афиша фильма «Голем, как он пришёл в мир» Фильм снят Паулем Вегенером в 1920 г. по мотивам еврейской легенды о Големе, оживлённой магией глиняной статуе. Жанр – фантастическая драма.
Носферату. Симфония ужаса, 1922 Сюжетная основа – повествование о Дракуле. Однако главного героя зовут Орлок. Жанр – ужасы. 22
Кадр из фильма Ф. Мурнау "Носферату. Симфония ужаса" 23
24
Кроме игровых лент, э. отметился экспериментальными картинами. Художники-экспериментаторы хотели показать, что киноискусство совсем не обязательно имеет родство с театром и литературой, оно так же родственно живописи и музыке. Еще Герман Варм, один из основоположников киноэксперссионизма, утверждал, что кино - это ожившие картинки. Именно живописную музыку - живопись во времени - они и хотели показать. Начиная с 1921 г., художники Викинг Эггелинг, Ганс Рихтер и Вальтер Рутман стали создавать короткометражные экспериментальные фильмы. Используя опыт графики и применяя ритмическое чередование черного и белого цвета, Эггелинг создал "Диагональную", "Вертикальную" и "Параллельную "симфонии. Рихтер - "Ритм 21", "Ритм 22" и "Ритм 23". Рутман создавал так называемые "опусы", отбрасывая предметное содержание окружающего мира и пытаясь эмоционально - подобно музыке - воздействовать на зрителя. Фильм Ганса Рихтера "Ритм 21» Смотреть: yekspressionizma.htmlhttp:// yekspressionizma.html
Чем закончился экспрессионизм Расцвет Э. пришелся на время хаоса и разрухи Германии годы. С 1924 года постепенно стабилизировалась марка, преодолевалась инфляция, жизнь входила в нормальную колею и экспрессионизм уступил место другим направлениям.