М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Повторим роды и жанры литературы
Сказка – один из видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Чтобы определить жанр произведения, главную мысль, надо хорошо знать содержание произведения. Дома вы были в роли читателей. Проверим, кто был самым внимательным. Ответьте на вопросы одноклассников.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Мини-исследование «Жанровое своеобразие произведения М.Е.Салтыкова –Щедрина» Выступление по результатам исследования.
Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни и лишь три сказки были созданы в 1869 году. Первые сказки писателя: «Дикий помещик», «Пропала совесть», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Анализ текста сказки 1. Обратимся к началу произведения. 2. Прочитаем диалог двух генералов. 3. Подтвердим мысль эпизодами из текста. 4. Эпизод «Неожиданное спасение для генералов» (пересказ).
Мужик Из собственных волос сделал силок и поймал рябчика Генералы Стали искать, где восток, а где запад Мужичина до того изловчился, что стал варить в пригоршне суп. Кто бы мог подумать, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт.
Гипербола – преувеличение свойств изображаемого. Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Что высмеивает в своей сказке Салтыков–Щедрин? А над чем он горько смеётся?
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». М.Е.Салтыков-Щедрин
Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.