ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования и применения системы предметных знаний Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы гражданской идентичности. ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации Система оценки результатов ФГОС: КИМы проверяющие не знания, а умения ими пользоваться – действия! (сделано в нач.школе, меняются ГИА и ЕГЭ)
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Сравните с тем, что в ответ на этот вопрос называют в любой аудитории от Камчатки до Калининграда уже 8 лет Сравните с тем, как все это называется во ФГОС! Совпадают ли государственный и социальный заказы к школе? Это ли не «мечта»! Самое главное!!! Новый результат теперь будут проверять. Требования к системе оценки ФГОС – порождают новые задания на проверку действий! Они уже сделаны в начальной школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ
Технология проблемного диалога Е.Л.Мельникова
Этапы урока открытия нового знания в соответствии с технологий проблемного диалога 1) Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы 2) Версии. Актуализация знаний 3) Поиск решения (открытие нового знания) 4) Выражение решения. Применение нового знания. 5) … 1) Актуализация знаний 2) Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы 3) Поиск решения (открытие нового знания) 4) Выражение решения. Применение нового знания 5) …
Методы постановки учебной проблемы Побуждающий диалог 1)Одновременное предъявление противоречивых фактов (???) 2)Столкновение мнений учеников вопросом или заданием на новый материал (???) 3)Выявить житейское представление вопросом или «задание на ошибку» Предъявить научный факт (???) 4)Дать практическое задание, не сходное с предыдущим (???) Предметная специфика??? Подводящий диалог Система вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания различаются по характеру и степени трудности, но посильные. Последний – обобщение. Безоценочное принятие ошибочных ответов.
Поиск решения учебной проблемы Побуждающий диалог Сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы Подводящий диалог Система вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование нового знания
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам (???) к аргументу/ контраргументу (???) к плану проверки (???) Подсказкак решающей гипотезе к аргументу/ контраргументу к плану проверки Сообщениерешающей гипотезы аргумента/ контраргумента плана проверки Предметная специфика ???
Этапы урока открытия нового знания в соответствии с технологий проблемного диалога 1) Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы 2) Версии. Актуализация знаний 3) Поиск решения (открытие нового знания) 4) Выражение решения. Применение нового знания. 5) … 1) Актуализация знаний 2) Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы 3) Поиск решения (открытие нового знания) 4) Выражение решения. Применение нового знания 5) …
Побуждающий диалог + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - Меньше творчества А если в диалоге участвует только 3-5 активных детей? + Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даете». Потом спрашиваем 3-4 пары!!!
Возрастная специфика Побуждающий от проблемной ситуации диалог (диалог «сворачивается» по мере творческого развития учащихся). У младших школьников не пропустить этап осознания противоречия Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог (Учащимся младших классов необходим материал, старшеклассники могут сами) Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно» (При работе с младшими школьниками – часто (???), при работе со старшеклассниками – реже (???)). Качество интригующего материала!!!
Формы обучения. Постановка учебной проблемы Побуждающий диалог 1)Одновременное предъявление противоречивых фактов 2)Столкновение мнений учеников вопросом или заданием на новый материал 3)Выявить житейское представление вопросом или «задание на ошибку» Предъявить научный факт 4)Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Прием Форма 1Ф, Г, И 2 Вопрос Ф Практическое задание Ф,П,Г,И 3 Вопрос Ф Практическое задание Ф, И 4 Только Ф
Формы обучения. Постановка учебной проблемы Фронтально Подводящий диалог Система вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания различаются по характеру и степени трудности, но посильные. Последний – обобщение. Безоценочное принятие ошибочных ответов.
Формы обучения. Поиск решения Количество решающих гипотез Материал Порядок выдвижения гипотез Формы обучения Одна Одинаковый ПоследовательныйФ ОдновременныйФ, Г Разный ПоследовательныйГ, Ф ОдновременныйФ, Г Много Разный ПоследовательныйГ, Ф ОдновременныйФ, Г Чередование ПоследовательныйФ; Г, Ф
Общая модель
15 Теория+практика: Урок – на доске 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания: ) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы Один факт/ мнение. Другой факт/ мнение. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА: «Почему …. ?» Кл.слово версии Мы ЗНАЕМ: исполнение задания про пройденному материалу (у доски, с места) Надо УЗНАТЬ: План: 1. … 2. … 3. … Систематизация нового знания на доске по ходу открытия: а) в схеме б) в таблице в) списком и т.п.
16 Разработка ПД урока по теме: …. 1-я сторона проблемной ситуации: … 2-я сторона проблемной ситуации: … ПРОБЛЕМА: « ?» Мы ЗНАЕМ: … Надо УЗНАТЬ: План: 1. … 2. … 3. … НОВОЕ ЗНАНИЕ: ???? Отображение нового: ????
Подготовка урока
18 Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология? 1.Регулятивные: умение решать проблемы. 2.Коммуникативные: умение вести диалог. 3.Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п. 4.Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.