Реализм – правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни. М. Горький
Реализм (от лат. realis – вещественный) – творческий метод и направление в русской и мировой литературе XIX – XX веков (критический реализм, социалистический реализм). Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.
Изображение человека в русской литературе Классицизм: Изображение человека со стороны его обязанностей перед государством, писатели мало интересовались частной жизнью Сентиментализм: Изображение личной жизни человека, его задушевных качеств Романтизм: Интерес к душевной жизни человека, его чувствам и страстям; человека показывали в борьбе с обществом и стихийными силами природы; характер – загадка ; внутренний мир героя стал шире Реализм: Изображение человека многостороннее; типические характеры, типические обстоятельства
Черты реализма: умение дать типические характеры в типических обстоятельствах; отражение в типических образах не только черт, распространенных в определенное время, но и тех, которые только появляются; в центре внимания не просто факты, события, люди и вещи, а закономерности; изображение закономерностей без отрыва от реальной почвы; конфликты также многообразны, как и в самой жизни; коренным образом решился вопрос о русском литературном языке на народной основе; историческая точка зрения на жизнь.
Ведущий критерий художественности реализма – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без ограничений. Большое разнообразие художественных форм
Этапы развития реализма: Ренессанс Просветительский реализм Критический реализм Социалистический реализм
просветительский реализм критический реализм социалистический реализм
Ренессанс Италия Франческо Петрарка ( ) Франция Франсуа Рабле ( )
Испания Сааведра Мигель де Сервантес ( ) Англия Уильям Шекспир ( )
Просветительский реализм Германия Готхольд Эфраим Лессинг ( ) Германия Иоганн Фридрих Шиллер ( )
Франция Дени Дидро (1713 – 1784) Англия Даниель Дефо (1660 – 1731)
Франция Оноре де Бальзак ( ) Франция Стендаль (Анри Мари Бейль) ( )
«Умом Россию не понять..»
РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: -Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; -Выраженный жизнеутверждающий характер; -Особый динамизм; -Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
Этапы развития: - Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); -«синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); -Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский); -Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).
Родоначальник русского реализма - Александр Сергеевич Пушкин ( )
Особенности русского реализма: активное освоение социально- психологической, философской и моральной проблематики; выраженный жизнеутверждающий характер; особый динамизм; синтетичность (тесная связь с литературными направлениями).
проникнут духом просветительской идеологии утверждается прежде всего в прозе определяющим жанром литературы становится роман за романом возникает буржуазная, или мещанская драма воссоздал обыденную жизнь современного общества отразил его социальные и нравственные конфликты изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро)
-СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ; -ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ; -УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА; -СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; -ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.
Критический реализм Денис Иванович Фонвизин ( ) Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)
Иван Андреевич Крылов ( ) Александр Сергеевич Грибоедов ( )
Николай Иванович Гоголь ( ) Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
Федор Михайлович Достоевский ( ) Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)
«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
Социалистический реализм Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) ( )
Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Социалистический реализм, одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне. Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Литературные жанры: Роман Роман-эпопея Повесть Рассказ Циклы рассказов Сказки Лирика Трагедия Комедия Драма Драматические поэмы Поэма Роман в стихах
Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев