УРОК ПО ИСТОРИИ УКРАИНЫ В 7 КЛАССЕ, § 14 Укрепление единовластия в Руси. Образование удельных княжеств
Цели и задачи урока Узнать основные факты внутренней и внешней политики князей Владимира Мономаха и Мстислава Владимировича, запомнить даты Правильно использовать исторические термины, работать с картой Составить исторический портрет Владимира Мономаха Сравнить политику Мстислава с политикой его отца Владимира
Основные даты – – е годы XII века Восстание в Киеве Княжение Владимира Мономаха в Киеве Княжение Мстислава Владимировича Раздробленность Руси на удельные княжества
Основные понятия и термины Князь Династия Усобицы Вотчина Централизованное государство Единовластие Феодальная раздробленность
План изучения нового материала Восстание в Киеве 1113 года и начало княжения Владимира Мономаха. «Устав». Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Правление Мстислава Владимировича. Образование удельных княжеств.
Что я знаю Что я хочу узнать Что я узнал /узнала Заполняется в конце урока, при подведении итогов
СЕМЬЯНИН ЗАКОНО- ДАТЕЛЬ ПОЛКОВОДЕЦ ПОЛИТИК ПИСАТЕЛЬ СТРОИТЕЛЬ
Генеалогическое дерево
Половцы Внешняя и внутренняя политика Какую роль сыграл Владимир Мономах в борьбе с половцами? Как вы понимаете выражение «Тяжела ты, шапка Мономаха» (из монолога царя Бориса, трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»)
1-й абзац на с.88 и текст на с. 89 об «Уставе» Владимира. последний абзац на с.88 и 1-й абзац на с.90. ??? Каково основное содержание внесенных в закон изменений? Чем они были вызваны? Как документ характеризует Владимира Мономаха как политика и как человека? ??? Какими способами Владимир укреплял великокняжескую власть? Какую внешнюю политику проводил? Почему южное направление – основное? Прочитать текст и ответить на вопросы:
К чему призывает своих потомков князь? Против чего предостерегает? Кого ставит в пример молодым князьям Владимир Мономах? По тексту документа определите, какие качества ценили в людях наши предки. Каким жизненным правилам учит Владимир Мономах своих детей? Есть ли связь между Поучением Владимира Мономаха и современными моральными заповедями? О чем это свидетельствует? Найдите в тексте интересные и поучительные для себя фрагменты и прочитайте их всему классу. Объясните свой выбор. Можно ли считать «Поучение детям» Владимира Мономаха ЗАВЕЩАНИЕМ своим детям и князьям Русской земли? Достигло ли цели его обращение к ним?
План характеристики исторического деятеля Когда и в какой стране жил, к какому классу/социальному слою принадлежал, какое воспитание получил. Опиши его черты характера. Охарактеризуй цели исторического деятеля. Какими средствами он добивался поставленных целей? Перечисли наиболее известные исторические события, в которых он участвовал, его выдающиеся дела и поступки. В чьих интересах он действовал? Оцени его деятельность: кому она была полезна? Помогала ли укреплению государства, улучшению положения народа? Как влияла на последующий ход событий? Найди в учебнике или документе оценку дел, поступков этого человека; подумай, в чем она совпадает с твоей собственной.
Была ли внутренняя политика Мстислава продолжением политики его отца? Обоснуйте свой ответ. Как вы считаете, придерживался ли Мстислав заповедей Владимира Мономаха?
Найдите на карте вышедшие из-под власти Киева земли: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля, Полоцко-Минская земля. Найдите на карте удельные княжества в пределах современной территории Украины: Киевское. Переяславское, Черниговское, Новгород-Северское, Волынское, Галицкое.
Что я знаю Что я хочу узнать Что я узнал /узнала Подводим итоги урока, заполняем, обсуждаем