Повторение темы «Частица» (орфография) 1) Не или ни 2) Ни – приставка, частица, часть союза 3) Не с разными частями речи 4) Правописание частиц.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Различение частиц НЕ и Н И Учитель русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых А.И.
Advertisements

Написание НЕ с различными частями речи Повторение орфографии. 9 класс.
Презентация по русскому языку Написание НЕ с различными частями речи Автор работы: ученик 11 «в» класса Астана 2009 г.
Написание НЕ с различными частями речи Повторение орфографии. 9 класс.
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи Цель урока: обобщение и повторение сведений о служебных частях речи; закрепление.
Негодовать,недоумевающий,неря- ха,невзначай,ненастный,недоуме- вая,неверный,нечто,не у кого,не знать, не глядя.
Опорные схемы Слитное и раздельное правописание не с разными частями речи Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вадская СОШ» Скудина Галина Викторовна.
Урок русского языка в 7 классе Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная.
НЕ пишется СЛИТНО : Слово без НЕ не употребляется Невежа, негодуя, невинный Слово можно заменить синонимом без НЕ Неправда ( ложь ), недорогой ( дешёвый.
Различение частицы и приставки НЕ Различение частицы и приставки НЕ Конспект урока 7 класс Автор: Осипенко Ольга Борисовна ЧОУ «Гимназия 1» Г. Новороссийск.
Правописание НЕ и НИ Слитное и раздельное написание. Ильгиз Валеев 10Б.
Урок русского языка. Менщикова Татьяна Александровна, Татьяна Александровна, учитель МОУ гимназии 4.
План урока 1. Проверка домашнего задания 2. Повторение изученного по теме «Причастие» 3. Повторение правописания НЕ с разными частями речи 4. Изучение.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Работу выполнила Макарова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ средней.
7 А Слитно : 1.Если слово не употребляется без НЕ. ненастье недоумение 2. Если слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- Сложные слова с ПОЛ- пишутся через дефис, если второй корень начинается с буквы Л, с гласной, а также с большой буквы. В.
Урок русского языка в 6 «В» классе Составила и провела учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 г. Ейска Краснодарского края Трегуб Ирина Владимировна.
Здравствуйте !. (Не)настная погода, (не)настье, (не)верное решение, (не)правда, (не)длинный, а короткий спектакль, (не)друг, а просто товарищ, (не)кто,
Не с разными частями речи Выполнил Ерёмин Олег, ученик 7 «б» класса (2009 год)
Презентация к уроку русского языка. в 7 «А» классе учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 14 имени А.М.Мамонова» Павлова Наталья Васильевна.
Транксрипт:

Повторение темы «Частица» (орфография) 1) Не или ни 2) Ни – приставка, частица, часть союза 3) Не с разными частями речи 4) Правописание частиц

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками Кто (н..) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?! ( простое вопросительно-восклицательное предложение) Кто (н..)оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным (ССП). (Н..) раз (много раз) замечено, что горы, изображённые на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н..)разу (никогда) (н..)проводилось (отрицание) н…каких исследований. Кто (н..) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?! ( простое вопросительно-восклицательное предложение) Кто (н..)оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным (ССП). (Н..) раз (много раз) замечено, что горы, изображённые на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н..)разу (никогда) (н..)проводилось (отрицание) н…каких исследований.

Николай Рерих ( ) «Гималаи»

Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ 1. Горы производят (н..)забываемое впечатление. 2. (Н..)один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины. 3. (Н..)одного мгновения не хочется терять. 4. Что (н..)говори, горы всегда прекрасны. 5. Сколько (н..)смотри на это чудо, оно никогда не надоест. 6. И (н..)разу восхождение не было лёгким. 7. Вокруг (н..)души. 8. В тишине не слышно (н..)шороха. 9. (Н..) раз художники пытались изобразить горы. 10. На восхождение уходит (н..) один день. 11. Мы должны добраться во что бы то (н..) стало.

Составьте текст Когда я вижу горы, то не могу_____________. Не одно столетие _______________________. Ни ветер, ни солнце не властны ___________ ______________. Даже человек, сколько бы ни пытался ___________, не способен _________. Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не ______________________.

1.Прочитайте. К какому стилю относится текст? 2. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? 3. Объясните правописание слов с НЕ М.В.Ломоносов о поведении учащихся. М.В.Ломоносов о поведении учащихся. 1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем 2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука. 3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого. 4. (Не) быть гордым и грубым. 5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов. 6. (Не) хвастаться и (не) лгать. 7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно. 8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать. 9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями. 10. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится! (1758 год) (1758 год)

1. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. 2. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой? 3. Раскройте скобки. А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой) (По О.Кожуховой) В, Г, Б, А

1. Ненависть, неудача, негодовать, неистовствующий 2. река (не)широка, рукопись (не)отредактирована, аргументы (не)убедительны, догадка (не)верна 3. (не)(до)ел кашу, спектакль (не)(до)смотрели, (не)(до)строить дом, за ребёнком (не)(до)смотрели

Написание слова с НЕ зависит от того, к какой части речи относится данное слово. Чтобы определить, слитно или раздельно пишется НЕ со словом, смотрю: 1. Употребляется ли оно без не 2. Да нет слитно ( нелепо, невежа и т.д.) ( нелепо, невежа и т.д.)

3. Определю часть речи. А) Если я определил, что передо мною 1) существительное (кто? что?), 1) существительное (кто? что?), 2) Отымённое прилагательное (какой?). 2) Отымённое прилагательное (какой?). 3) наречие на –о, -е (как?), 3) наречие на –о, -е (как?), буду использовать следующее правило: буду использовать следующее правило: слитно раздельно Если можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда (ложь), невежливый (грубый 0, негромко (тихо). 1. Если есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь; не вежливый, а грубый; не громко, а тихо. 2. Если к данному слову относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, никогда не и подобные: вовсе не верное решение.

Дополнение к основному правилу: НЕ всегда раздельно: 1. С относительными и притяжательными прилагательными: не кожаный портфель, не лисий хвост. 2. С прилагательными, обозначающими цвет: не красный шар. 3. С прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не меньше, не короче. 4. С наречиями, которые пишутся через дефис: не по- товарищески. 5. С краткими прилагательными, которые не имеют полной формы: не рад, не готов, не должен, не согласен и др. 6. С наречиями не на О-Е: не всегда, не сразу. 7. С наречиями или категорией состояния в роли сказуемого: не надо, не нужно, не жаль, не страшно. 8. С числительными, частицами, союзами, местоимениями (исключая отрицательные): не три, не только, не то…не то, не меня, не свой.

3. Определю часть речи. Б) Если я определил, что передо мной причастие, буду использовать следующее правило: слитно раздельно Если причастие с не не имеет при себе зависимого слова или противопоставления с союзом А: непрочитанная книга 1. Если у причастия есть зависимое слово: не прочитанная мною книга. 2. Если есть противопоставление с союзом А: не написанная, а напечатанная работа. 3. Если причастие краткое: не прочитана не прочитана

Дополнение к основному правилу: НЕ всегда слитно с отглагольными прилагательными (на –емый, –имый): неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый, непобедимый и подобными ( даже при наличии зависимого слова и в краткой форме)

3. Определяю часть речи. В) Если я определил, что передо мной глагол (что делать, сделать?) или деепричастие (что делая? что сделав?), вспомню, что глаголы и деепричастия с НЕ пишутся раздельно. Исключения составляют те слова, которые без НЕ не употребляются: Не мог, не было, не делая, не проверив. Но: ненавидеть, негодуя. Не мог, не было, не делая, не проверив. Но: ненавидеть, негодуя. Дополнение к основному правилу: правописание глаголов с НЕ ДО… и НЕДО… зависит от значения: Если действие не доведено до конца, не достигло результата раздельно: не доел кашу. Если что-то отсутствует в нужном количестве, чего-то не хватает в сравнении с нормой слитно: недостаёт образованности, в войну недоедали.

Решаем тест 1. В каком варианте НЕ пишется раздельно? 1) (не)прерывное (не)домогание 2) мне это вовсе (не)интересно 3) (не)вежда 4) это было (не)возможно 2. В каком варианте НЕ пишется раздельно? 1) совершить (не)лепый поступок 2) бормотать что-то (не)внятное 3) ничем (не)оправданный риск 4) юноша крайне (не)вежлив

3. В каком варианте НЕ пишется раздельно? 1) мне (не)достает заботы 2) (не)взлюбить с первого взгляда 3) (не)понимая причины 4) обошлось (не)дешево 4. В каком варианте НЕ пишется раздельно? 1) работа (не)зачтена 2) вести себя (не)принужденно 3) (не)преступная крепость 4) с утра (не)здоровится

Решаем тест 5. Какое из объяснений является ошибочным? 1) (не)хочется в это верить не с глаголами пишется раздельно 2) переспросить, (не)доумевая не пишется слитно, так как слово без не не употребляется 3) отозваться очень (не)лестно не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова 4) (не)погашенный костер не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

Решаем тест 6. В каком примере НЕ пишется слитно? 1) Многие рукописи (не)расшифрованы. 2) В книге (не)хватало нескольких страниц. 3) Нам (не)доставало терпенья и опыта. 4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег. 7. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно. 1) (Не)трудиться, так и хлеба (не)добиться. 2) Мне в этот день (не) здоровилось. 3) С людьми браниться – никуда (не)годится. 4) Толпа (не)доумевала. 5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

Решаем тест 8. В каком предложении не с существительным пишется слитно. 1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица. 2) Но это, к сожалению, было (не) озеро. 3) Мы поняли, что это было (не)до разумение. 4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

Решаем тест 9. Укажите слитное написание частицы не: 1) далеко (не)робкое замечание 2) (не)у кого остановиться; 3) ничуть (не)дорог; 4) (не)здоровый цвет лица; 5) (не)дядин дом; 6) (не)доумевал; 7) (не)большой, но удобный шкаф; 8) выразить (не)годование; 9) (не)чего бояться; 10) (не)длинна, а коротка. 10. Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно: 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды, 2) (не)до умение, (не)видел, (не)догадливый; 3) (не)кем, (не)взлюбил, (не)до разумение.

Решаем тест 11. Отметь строку, в которой все слова пишутся с не раздельно: 1) (не)лепость, (не)годовая, (не)красивый; 2) (не)(с)кем, (не)думал, далеко (не)робкий; 3) (не)широкая, а глубокая; (не)понял, (не)вразумительный. 12. Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно: 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный; 2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой; 3) (не)вредимый, (не)громкая.

Решаем тест 13. Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными. 1) пишется слитно, если слово не употребляется без не; 2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не, 3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

Решаем тест 14. Укажи примеры с ошибкой: 1) проявил негодование; 2) не заметно подсмотрел; 3) Никем не замеченная ошибка; 4) был неприветлив; 5) ничуть не красив; 6) отнюдь неприхотлив; 7) давно не вспаханное поле.

Проверим: ) ) ) ) ) ) ),4) ) ),6),7),8),9) ) ) ) ) ),6) ) ) ) ) ) ) ),4) ) ),6),7),8),9) ) ) ) ) ),6)

Перепишите, раскрывая скобки. Частицы подчеркните. 1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. 2) Степан (не ) решился(таки) идти прямо в усадьбу. 3) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом. 4) Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное. 5) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять. 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза. 7) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие! Правописание частиц

1. Укажите случаи написания частицы через дефис. 1) (Не)увидел; 1) (Не)увидел; 2) захотел(бы); 3) решил(же); 3) решил(же); 4) сделал(то). 2. Укажите случаи неверного написания частиц. 1) Кое-где видны облачка. 2) Ты таки слово сдержал. 3) Едва-ли удастся увидеться. 4) Взгляните ка на эту вещь.

Домашнее задание Стр. 183 (вопросы) Упр.403, 404

Источники Материалы презентации учителя русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых А.И. Материалы презентации учителя русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых А.И.