КРУГЛЫЙ СТОЛ Минкультуры России: законодательные инициативы и стратегические документы Года культуры XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЕК КУЛЬТУРЫ», 30 СЕНТЯБРЯ 2014, СОЧИ
Госдоклад о культуре Опубликован на сайте Минкультуры России, внесен в Правительство, издан (текст и CD), рассылается в субъекты Российской Федерации 2
Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации (за 2013 г.) Цель доклада – обратить внимание государства и общества на необходимость переосмысления роли культуры в жизни страны, рассмотрении ее как важнейшего фактора и ресурса социально-экономического развития в современных условиях, выработки системных мер по обеспечению реализации государственной культурной политики. При этом культура рассматривается не как объект деятельности государства, а как аспект всех основных направлений его деятельности. 3
Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации В докладе: представлен анализ проблем, связанных с актуализацией новой роли культуры через механизмы культурной политики, сформулированы предложения по их решению на федеральном и региональном уровнях, проблематика доклада строится и фокусируется на региональных аспектах культурной политики. 4
Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации В 2013 г. важным направлением отрасли культуры являлось создание единого культурного пространства посредством смещения акцентов от «инфраструктурного» подхода к культуре к «мировоззренческому», позволяющему привлечь к участию в культурной жизни широкие слои населения. 5
Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации Статус ключевого элемента общественной системы придают культуре две ее характеристики: Во-первых, она аккумулирует многовековой опыт народа: подавляющее большинство ценностей, которыми живет страна, созданы в прошлом, подчас, далеком, и они во многом определяют ее дальнейшее развитие. Во-вторых, именно культура формирует самого человека, создает внутреннюю мотивацию его поступков и, тем самым, предопределяет нынешние и будущие изменения в стране, содействует становлению открытого и правового общества, гражданскому согласию. 6
Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации 1. Культурная политика, её цели, задачи и место в системе государственного управления. 2. Приоритетные направления государственной культурной политики и проблемы её реализации в региональном разрезе. 3. Инициативы и культурные практики регионов России. 4. Основные подходы к реализации государственной культурной политики Российской Федерации. 7
Проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» Проходит общественное обсуждение в рабочих группах, планируется к внесению в Правительство Российской Федерации в конце 2014 г. 8
ФЗ «О культуре» возглавит и объединит группу отраслевых нормативных правовых актов Российской Федерации в области культуры. В законе найдут отражение как действующие положения законодательства, так принципиальные новеллы. предпринята попытка унифицировать подходы регулирования правоотношений, терминологию, устранить повторы и противоречия специального законодательства. Приоритетная задача - эффективная реализация положений Конституции Российской Федерации. Механизм защиты конституционных прав граждан установлен путём определения государственных гарантий реализации этих прав, закрепления государственного протекционизма в сфере культуры, государственной поддержки культуры и её творцов. 9
ФЗ «О культуре» 10 Цель: определяет предмет правового регулирования, основные приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры, участников данных правоотношений и распределения полномочий между ними. Важно: установление правовых норм, которые способствуют сохранению и развитию единого культурного пространства России при сохранении всего его многообразия, в том числе способствуют всемерному развитию и совершенствованию программы обучения русскому языку как основы межнационального общения и единства.
ФЗ «О культуре» Новелла: государственная поддержка творческой деятельности, творческих работников и их объединений. Законопроектом установлены определение творческой деятельности и критерии, отделяющие творческую деятельность от любой другой деятельности. Это - основа для определения социального статуса творческих работников и их объединений, решения вопросов их социального страхования и обеспечения. Переработаны: нормы действующего законодательства, которые регламентируют полномочия органов государственной власти (111), органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры. Предложена оптимальная схема разграничения этих полномочий. 11
ФЗ «О культуре» Важно: закрепление права на художественное образование и эстетическое воспитание, которое закреплено, раскрыто и обеспечено эффективными механизмами его реализации, которые направлены на развитие художественной составляющей в общем образовании, насыщение его предметами, направленными на эстетическое воспитание детей. Новелла: закрепляет новые виды деятельности в сфере культуры, в том числе, связанные с развитием креативного сектора инновационной экономики, а именно культурных индустрий, что отражает реалии современного развития сферы культуры. 12
ФЗ «О культуре» Важно: зафиксированы гарантии и обязательства государства (и муниципалитетов) в сфере культуры, из которых прямо следуют его обязанности по финансовому обеспечению культурной деятельности, а также определены уровни бюджетной системы, за счет средств которой соответствующие обязательства будут обеспечиваться. Данная норма позволит преодолеть отношение к культуре «по остаточному принципу», в том числе отказу от её финансирования по этому принципу. Одновременно проведено разграничение участников культурной деятельности, которое необходимо для установления различного рода льгот и преференций. 13
ФЗ «О культуре» Новелла: регулирование правоотношений в сфере исполнительских искусств - дано определение организации исполнительских искусств, их формы, социальные гарантии и защита работников исполнительских искусств. Новелла: предложен принципиально новый подход регулирования правоотношений в отрасли кинематографии – урегулированы вопросы проката национальных фильмов в коммерческих кинотеатрах, кинопоказа отечественных фильмов на ТВ и в сети Интернет. 14
ФЗ «О культуре» 15 Пересмотрено: экономическое регулирование в сфере культуры, которое теперь охватывает государственные обязательства в отношении трех видов участников культурной деятельности: потребителей культурных благ, работников культуры, организаций культуры.
ФЗ «О культуре» Гарантированный уровень расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на культуру устанавливаются федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации на основе системы бюджетных нормативов, характеризующих минимальную долю бюджетных средств, направляемых на финансирование культурной деятельности, рассчитанных отдельно для федерального бюджета и по каждому субъекту Российской Федерации. Система бюджетных нормативов утверждается Правительством Российской Федерации на трехлетний период для федерального уровня и каждого субъекта РФ отдельно в форме отношения объема субсидий организациям культуры к общим расходам федерального бюджета и консолидированного бюджета каждого субъекта РФ. 16
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Подготовлен Департаментом науки и образования Минкультуры России Обсуждался на Конгрессе РБА, конференции «Крым»», разослан в регионы, планируется к обсуждению на совещании директоров, специальном круглом столе в ГД (октябрь), опубликован на сайте Минкультуры России.
Модельный стандарт Определяет: цели содержание структуру условия библиотечно-информационного обслуживания населения страны п. 6 ст. 15 ФЗ-78 «установление государственных библиотечных стандартов и нормативов …» 18
Основа деятельности библиотек признание неотъемлемого права всех жителей страны на качественное, своевременное, адекватное предоставление им запрашиваемой (требуемой) социально-значимой информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание 19
Основные функции библиотек активный агент в Интернет-пространстве предоставляет доступ, как к своим, так и мировым информационным ресурсам, обеспечивает по ним навигацию, дает профессиональную консультацию в выборе источников информации и экспертизу их качества и ценности; хранитель культурного наследия, воплощенного в фондах и других ресурсах, предоставляет их всем желающим (свободно, легально, бесплатно); просветительский центр - коммуникационная площадка интеллектуального развития, образования и культурного досуга населения страны 20
Услуги библиотек (1) Информацион ная: Предоставить доступ к единому национальному библиотечному электронному ресурсу 21
Услуги библиотек (2) Библиотечная: Предоставить возможность получить книги и другие виды документов в бумажном, аудиовизуальном и электронном форматах во временное пользование Как? библиотечный абонемент (выдача книг на дом), читальный зал библиотеки, межбиблиотечный абонемент (МБА), обмен книгами между читателями, доступ к полнотекстовым базам данных, другие формы библиотечно-информационного обслуживания. 22
Услуги библиотек (3) Книжная: Предоставить возможность приобрести новинки издательской продукции и периодики Как? купить интересующие издания в книжном магазине (киоске), расположенном в помещении библиотеки (на правах аренды помещения в библиотеке сторонним книжным магазином) 23
Услуги библиотек (4) Консультацио нная : Предоставить возможность получить необходимую консультационную помощь Как? консультации сотрудников по получению библиотечных и государственных услуг, консультации, оказываемых в рамках деятельности Публичных центров правовой и иной социально-значимой информации (ПЦПИ), консультации приглашенных специалистов – юристов, психологов, врачей, экологов, представителей органов власти и управления, органов внутренних дел, избирательных комиссий, военкоматов и пр. 24
Услуги библиотек (5) Просветительск ая (информационн ая): Предоставить возможность воспользоваться государственными услугами и иными социально- значимыми (дополнительными) услугами Как? доступ к сайту государственных услуг и электронного правительства возможность получения пенсий и писем (при участии ФГУП «Почта России»), нотариального заверения документов (совместно с нотариатом) и пр. 25
Услуги библиотек (6) Просветительск ая ( социально- культурная): Предоставить возможность обсудить прочитанное и увиденное Как? просмотр кинофильмов, создание интеллект-центров, клубов по интересам, площадок для общения, проведение интеллектуальных игр, встречи с литераторами и другими деятелями культуры, проведение концертов, выставок пр. 26
Услуги библиотек (7) Просветительска я (образовательно -культурная) Предоставить возможности интеллектуального досуга и общения, повышения квалификации и уровня образованности Как? проведение лекций, семинаров, научных дискуссий, организация курсов изучения языков, информационной грамотности, повышения квалификации и др. услуг, (во взаимодействии с образовательными учреждениями) 27
Результат: предоставление гарантированного доступа населению страны к накопленной социально-значимой информации; информационное сопровождение исследований во всех областях знаний; создание, организация и предоставление возможности использования увеличивающегося объема знаний; обогащение культурной жизни путем предоставления во всеобщее пользование лучших образцов литературы и науки; сохранение для будущих пользователей исторически значимых образцов интеллектуального и культурного наследия. 28
Работа продолжается … Предложения и замечания принимаются … обсуждаются … вносятся … 29