Психология личности План 1. Понятие о личности и психологии. 2. Современные теории личности. 3. Формирование и развитие личности. 4. Темперамент - биологический фундамент личности. 5. Типы и свойства темпераментов. 6. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.
Понятие о личности в психологии Личность – это человек в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие значение для него и окружающих
Понятие о личности в психологии Человек – это живое существо, обладающее сознанием и речью, отражающее окружающую действительность.
Понятие о личности в психологии Индивидуальность – устойчивые своеобразные свойства, принадлежащие данной личности; то, чем человек отличается от других.
Современные теории личности Социодинамические теории – теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают значения внутренним свойствам личности. Интеракционистическими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении действиями человека.
Современные теории личности (продолжение) Экспериментальные - теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путём фактов. Структурные теории – теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамические - теории, основная тема которых – преобразование, изменение личности в развитии
Основания для деления теорий личности: внутренние свойства, черты и качества личности; её внешние проявления (поступки, поведение).
Психологические характеристики личности: 1. Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. 2. Принятие себя и других людей такими, какие они есть. 3. Непосредственность в поступках, в выражении своих мыслей и чувств. 4. Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне.
Психологические характеристики личности (продолжение) 5. Обладание чувством юмора, озабоченность благополучием других людей. 6. Способность к осмыслению жизни. 7. Умение полагаться на свой опыт. 8. Открытое и честное поведение во всех ситуациях. 9. Способность брать на себя ответственность.
Психологические кризисы: 1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (2–3 года). 3. Проявление инициативы в противовес чувству вины (3–6 лет). 4. Трудолюбие в противоположность конформизму (7–12 лет).
Психологические кризисы (продолжение) 5. Самоопределение в противоположность комплексу неполноценности (12–18 лет). 6. Интимность, общительность в противовес психологической изолированности (20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения (30–60 лет). 8. Удовлетворённость жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Формирование и развитие личности Развитие личности – это признание и реализация возможностей, имеющихся у каждого человека.
Темперамент – биологический фундамент личности Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, одинаково проявляющиеся в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов и остающиеся почти неизменными в процессе жизни.
Темперамент – биологический фундамент личности Сила нервной системы – работоспособность нервных клеток, их выносливость. Уравновешенность – баланс процессов возбуждения и торможения. Подвижность – смена одного процесса другим.
Типы и свойства темпераментов Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Свойства темперамента Сензитивность (повышенная чувствительность) Реактивность Резистентность Ригидность, пластичность Экстравертность и интровертность
Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности Зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и типом темперамента отсутствует.
Характер План 1. Структура характера. 2. Акцентуация черт характера. 3. Природные и социальные предпосылки характера.
Структура характера Характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливающая для нее типичные способы поведения.
Структура характера Характер человека проявляется в том, как он относится к – другим людям, коллективу, обществу – себе и собственному «я»другим людям, коллективу, обществу себе и собственному «я» – делу и труду делу и труду – вещамвещам
Акцентуация черт характера Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера.
Типы акцентуации характера : Интровертный тип Экстравертный тип Неуправляемый тип Тип с неврастенической акцентуацией Тип с неврастенической акцентуацией Сензитивный тип
Природные и социальные предпосылки характера Характер, как и темперамент, зависит от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы.
Природные и социальные предпосылки характера Темперамент и характер образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.
Способности План 1. Понятие о способностях. 2. Задатки и талант. 3. Развитие способностей.
Понятие о способностях Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний и умений не сводятся.
Понятие о способностях природные способности - биологически обусловленные специфические человеческие, имеющие общественно- историческое происхождение
Виды задатков Врождённые природные Приобретённые социальные
Задатки и талант Высшая ступень развития способностей называется талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно самостоятельно выполнить какую-либо сложную работу.
Условия развития социальных способностей: 1. Наличие развитой общественной, культурной социальной среды. 2. Наличие с рождения вокруг человека людей, выполняющих функции обучения и воспитания. 3. Участие в сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
Развитие способностей Формирование способностей – это результат научения, и чем сильнее подкрепление приобретаемых навыков, тем быстрее будет идти их развитие. Система привычных действий и поступков – фундамент характера.
Воля План 1. Воля как характеристика сознания. 2. Волевая регуляция поведения. 3. Структура волевого действия.
Направления исследования воли: в бихевиористские изучаются соответствующие формы поведения; в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления; в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности.
Воля как характеристика сознания В.И. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.
Воля как характеристика сознания Волевая регуляция деятельности – это сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.
Волевая регуляция поведения Волевое действие – это сознательное действие человека, направленное на преодоление внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личном уровне воля проявляется в силе, настойчивости, выдержке и др. Это первичные, или волевые, базовые качества.
Этапы волевого действия : осознание цели и стремление достичь её; осознание ряда возможностей достижения цели; появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор возможности;
Этапы волевого действия (продолжение) принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения; преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, возможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут реализованы.