ФГОС второго поколения
Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.
Информационному обществу присущи: единое информационное пространство; новые технологические уклады в экономике; фактическое удовлетворение потребностей подавляющего большинства членов общества в информационных продуктах и услугах; ведущая роль информационных ресурсов ; высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена; высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности.
Дидактический подход можно определить как аспект, позицию, «русло» рассмотрения и конструирования процесса обучения. В настоящее время в педагогической литературе описываются традиционный («знаниевый») подход, культурологический, деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный
Компетентностный подход в обучении шире деятельностного. Деятельностный подход является магистральным направлением в реализации подхода компетентностного. Деятельность – принцип организации учебного процесса при котором основой конструкции постановка и реализации системы учебных задач. Учебная задача это вопрос, содержащий внутреннее противоречие, т.е. проблема.
Компетентность – это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях
Совет Культурной Кооперации при Совете Европы (Страсбург, Франция) определил ключевые компетенции, которые должны освоить все выпускники образовательных учреждений. Компетентности подразделяются на: социально-политические, позволяющие человеку реализовать активную позицию в жизни в много культурном обществе; коммуникативные, рассматриваемые как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты и взаимодействовать; информационные - умение поиска отбора информации, решение профессиональных задач с помощью ИКТ ; личностные, связанные с самоуправлением т.е. умение ставить и реализовывать жизненные цели; Отдельно выделен элемент познавательной компетентности – «способность учиться всю жизнь»
К ключевым компетенциям, формирование которых необходимо осуществить в общем среднем образовании, целесообразно отнести: общекультурную компетенцию (владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры); данная компетенция включает учебно- познавательную и информационную компетенции; социально-трудовую компетенцию (присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности; коммуникативную компетенцию (формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с другими людьми; компетенцию в сфере личностного самоопределения (формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбора ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий).
Компетентностный подход Компетентности Объединяют интеллект и навыки Носят интегрированный характер Отражают идеологию «идти от результата»
Компетенции исторической направленности Историко- познавательная компетенция Информа- ционная компетенция Ценностно- мировоззренческая компетенция Социально- коммуникативная компетенция
Историческое мышление способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
Нормативное сопровождение ФГОС Для сопровождения ФГОС разрабатываются следующие специальные документы: основные общеобразовательные программы; примерные программы по учебным предметам; базисный образовательный план; фундаментальное ядро содержания общего образования; программа формирования универсальных учебных действий; примерная программа воспитания и социализации учащихся; система оценки достижений требований стандарта.
Фундаментальное ядро содержания общего образования содержания общего образования базовый документ, необходимый для создания базисных учебных создания базисных учебных планов, программ, учебно- методических материалов и пособий.
Основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов определить: Основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов определить: 1) систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются: Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются: основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры; основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;
универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия. универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия.
Определение Фундаментального ядра содержания общего образования важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования. Определение Фундаментального ядра содержания общего образования важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования.
Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует и содержание учебных программ, и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует и содержание учебных программ, и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе: Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе: сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России; формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Методологическая основа Фундаментального ядра содержания общего образования принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение взглядов: Методологическая основа Фундаментального ядра содержания общего образования принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение взглядов: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования);
б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования».
В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.
Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования ранее сформулированные в отечественной педагогике и психологии идеи: Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования ранее сформулированные в отечественной педагогике и психологии идеи: «ядра» и «оболочки»* школьных курсов (А. И. Маркушевич); «ядра» и «оболочки»* школьных курсов (А. И. Маркушевич); выделения «объема знаний» по предмету (Л. Н. Колмогоров); культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); выделения «объема знаний» по предмету (Л. Н. Колмогоров); культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов). системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
В ходе реформы общего среднего образования, проводившейся в нашей стране в 6070-х гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой учащихся, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочки», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не было выделено. В ходе реформы общего среднего образования, проводившейся в нашей стране в 6070-х гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой учащихся, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочки», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не было выделено.
В соответствии с концепцией культурологического подхода формирование содержания общего среднего образования осуществляется в несколько этапов: В соответствии с концепцией культурологического подхода формирование содержания общего среднего образования осуществляется в несколько этапов: I этап (допредметный) формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. I этап (допредметный) формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. II этап (предметный) определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. II этап (предметный) определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. III этап создание учебных материалов. III этап создание учебных материалов. IV этап организация процесса обучения. IV этап организация процесса обучения. V этап присвоение учениками нового содержания. V этап присвоение учениками нового содержания.
Базовым положением системно-деятельностного подхода служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Базовым положением системно-деятельностного подхода служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом таких рамочных ограничений, как: Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом таких рамочных ограничений, как: 1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования; 2) отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений. Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которыми должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения; 3) описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.
Краткий формат Фундаментального ядра Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону открывает возможность создать зону консенсуса для формирования ныне консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на содержание школьного образования и на новой основе приступить к решению новой основе приступить к решению проблемы межпредметных связей. проблемы межпредметных связей.
Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения: Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения: в Фундаментальное ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал. в Фундаментальное ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал. Не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику. Не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.
Создание Фундаментального ядра начальный этап разработки нового содержания образования. Последующие этапы разработка концепций предметных областей, планируемые результаты обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и старшая школы), базисный учебный план и примерные программы предметов, учебно- методические комплексы нового поколения. Создание Фундаментального ядра начальный этап разработки нового содержания образования. Последующие этапы разработка концепций предметных областей, планируемые результаты обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и старшая школы), базисный учебный план и примерные программы предметов, учебно- методические комплексы нового поколения.
Фундаментальное ядро содержания общего образования содержания общего образования базовый документ, необходимый для создания базисных учебных создания базисных учебных планов, программ, учебно- методических материалов и пособий.
Инновационный характер нового стандарта также можно выразить в следующих основных тезисах: определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; ориентация на развитие вариативности образования; системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности); определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра; восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов; новая система организации образовательного процесса, формирование открытой информационно-образовательной среды.
Учебный предмет – целостная часть содержания образования, отобранная и структурированная в соответствии с теоретическими (общедидактическими, частнометодическими) основаниями, выполняющая определенные функции в процессе обучения.
Аксиологическая культура: Это ценностная оценка, совокупность произведений человеческой деятельности; Совокупность всех гуманистических ценностей, созданных человечеством.
Аксиологический подход к образованию: Это комплекс деятельностного, семиотического и феноменологического подходов в организации учебного процесса, противоположный классическому, рациональному типу. Ученик становиться исследователем объекта, умеет учитывать целесообразность и полезность информации и обучается интеллектуальным операциям.
Учебный материал наряду с текстами, иллюстрациями включает в себя упражнения, задания и задачи. Основная их функция – формирование у учащихся способов действия, но, выполняя задания, учащиеся могут приобретать и закреплять знания.
Уровни школьного исторического знания 2 Теории, мировоззренческие идеи Тенденции общественных изменений Исторические понятия и термины Исторические факты
Отличие ФГОС от федерального компонента ГОС Сущность стандарта Старый Новый Стратегические цели 1. Четко не определялись. Декларировались принципы государственной политики в сфере образования 1. Курс на модернизацию образования. Обеспечение условий для развития личности. Понятие «образование» 2. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства 2. Новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством в форме общественного договора Требования 3. Требование к уровню подготовки выпускников. ЗУН(ы) 3. Целостная система требований к структуре, результатам и условиям реализации обучения. Формирование компетентностей, системно- деятельностный подход Содержание 4. Традиционный подход к содержанию: факты, понятия, теории 4. Аксиологический анализ содержания. Базовые ценности.