ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ ЛУГАНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ЛУГАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР методист по начальному образованию и ГПД Малашкова Н.А год
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 1. Приказ МОН ЛНР от «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт». 2. Приказ от /1056 Департамента образования и молодежи Луганского городского совета «О поэтапном переходе образовательных учреждений Луганска на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)». 2. Приказ от /1056 Департамента образования и молодежи Луганского городского совета «О поэтапном переходе образовательных учреждений Луганска на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)». 3. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций ЛНР на 2014/2015 учебный год. 4. Методические рекомендации по ведению классных журналов 1-11 классов общеобразовательных учреждений. 5. Приказ МОН ЛНР от «Об организованном завершении 2014/2015 уч.года в образовательных учреждениях ЛНР».
Всегда есть много причин ничего не изменять. Но одна причина для изменений есть всегда – желание жить лучше. Иванов А.В. Программы, выбранные образовательными учреждениями г. Луганска: Программа «Школа 2100» Программа «Начальная школа XXI века» Программа Эльконина и Давыдова Программа «Планета знаний» Программа «Гармония» Программа «Перспектива» Программа «Школа России»
Технология проблемного диалога. Технология формирования правильного типа читательской деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся. Образовательная система Школа 2100
Образовательная система «Школа 2100» является целостной развивающей системой непрерывного образования. Ребенок выступает в роли равноправного участника образовательного процесса. Педагог должен понимать, что развивающая система – это не набор приемов, а целая философия образования, предполагающая не только определенную стилистику работы в классе, но и иную систему взаимоотношений учителя и ученика.
УМК «Школа 2100» для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам: - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. - Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. - Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс). - Информатика. Автор Горячев А.В. - Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А. - Изобразит искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. - Риторика. Автор Ладыженская Т.А.
Программа «Начальная школа XXI века» В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной. Авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир"), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали бы реализацию функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности. Интеграция, позволяющая учесть целостность восприятия ребенком этого возраста окружающего мира, постепенно заменяется дифференцированными курсами.
УМК «Начальная школа XXI века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах: 1. Личностно-ориентированного обучения. 2. Природосообразности обучения. 3. Принципе педоцентризма. 4. Принципе культуросообразности. 5. Преемственности и перспективности обучения. 6. Диалогичности процесса образования.
УМК «Начальная школа 21 века» включает в себя учебники по следующим учебным предметам: - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А. - Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. - Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А. - Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др. - Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др. - Технология. Автор Лутцева Е.А. - Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. - Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Программа Эльконина Д.Б и Давыдова В.В. Программа Давыдова-Эльконина согласована (внутри системы) и непротиворечива. Эту систему называют «безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к развитию ученика, поскольку ученик трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании, и, что очень важно, оценивает себя сам.
Плюсы: 1)Создаются условия для стремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успехов в учебе, к развитию умений, навыков, получению глубоких знаний; 2)Много внимания уделяют теории и логическому построению. 3)Уделяют внимание росту нормальной самооценки у ребенка, программа учит критически оценивать собственные действия и действия своих сверстников. 4)В этой программе в выполненных работах ученика оценивается каждое его усилие.
5) Оценивают учебные достижения преимущественно шкалами. 6) Личная самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя прежде всего помогает ему создать свою собственную нормальную самооценку, не заниженную и не завышенную. 7) Если программа преподносится ученикам так, как это было заложено авторами-психологами, дети, у которых вначале был даже небольшой мотив к учебе, начинают ходить в школу с интересом, на уроках все понимать, хотя возможно и не сразу.
Минусы: 1) Уровень преподаваемых предметов в программе очень высокий и сложный. 2) Программа не сочетается с другими программами. 3) Отсутствие классической системы оценивания - пятибалльной системы. 4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошли числа и т. п. 5) Особое внимание уделяют развитию работы в команде, навыков общения.
УМК Эльконина и Давыдова включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников: - Русский язык. Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А. Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. - Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. - Литературное чтение. Автор: Матвеева Е.И. - Математика. Автор: Александрова Э.И. - Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева. - Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Программа «Планета знаний» В УМК «Планета Знаний» заложен воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина».
Вопросы и задания УМК помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Особое место в комплекте учебников «Планета Знаний» занимает курс «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении общекультурных нравственных устоев, традиций.
УМК «Планета знаний» включает в себя предметные линии учебников по всем основным предметам начального общего образования: - Русский язык. Букварь. Автор: Андрианова Т.М. Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М., Илюхина В.А. (1 класс) ; Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (2-4 классы). - Литературное чтение. Автор: Кац Э.Э. - Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г. - Окружающий мир. Авторы: Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. - Изобразительное искусство. Авторы: Сокольникова Н.М., Ломов С.П. - Музыка. Автор: Бакланова Т.И. - Технология. Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А. - Физическая культура. Авторы: Лисицкая Т.С., Новикова Л.А. - Английский язык (2-4 классы). Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В. - Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И.
Программа «Гармония» ориентирована на достижение цели общего образования - на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, (регулятивных, познавательных, коммуникативных) познания и освоения мира.
В УМК «Гармония» реализуется: - деятельностный подход; - обучение всем видам речевой деятельности (в т.ч. различным видам чтения); - поиск, получение, переработка и использование информации; - совершенствование эмоциональной сферы ребёнка - развитие образного мышления; - формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение).
Образовательная система «Гармония» представлена системой учебников: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина. Букварь. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык. О. В. Кубасова. Литературное чтение. В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева. Французский язык. Н. Б. Истомина. Математика. Н. К. Нателаури, С. С. Маранин. Информатика и ИКТ. О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Окружающий мир. Н. М. Конышева. Технология. Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев. Изобразительное искусство. М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. Музыка. Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. Физическая культура. Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Программа «Перспектива» Главной целью системы УМК «Перспектива» является создание информационно- образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
УМК «Перспектива» представлен системой учебников: Русский язык. Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. - Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. - Математика. Авторы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. - Информатика. Авторы: Рудченко Т.А., Семёнова А.Л. - Окружающий мир. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. - Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. - Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. - Физическая культура. Автор: Матвеев А.П. - Физическая культура. Авторы: Винер И.А., Горбулина Н.М. - Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс). ОРКСЭ. Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В. ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. ОРКСЭ. Основы светской этики. Автор: Шемшурина
Главная концептуальная идея УМК «Школа России» школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной (советской) школы, их исключительная ценность и значимость.
« Школа России» - это учебно-методический комплекс для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно- методическое обеспечение. Все учебники, входящие в состав УМК, представляют собой единую систему учебников, так как разработаны на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно- полиграфического оформления.
Существенной особенностью всего УМК «Школа России» - направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня - это: мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций; постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.
УМК «Школа России» состоит завершенных предметных линий учебников: -Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. -Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. -Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. -Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. -Информатика (3-4 классы). Авторы: Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. -Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. - Физическая культура В. И. Лях
САЙТЫ «Школьный гид» Школа com Школа России Начальная школа ХХІ века Гармония «Планета знаний» Сфера знаний
Требования к составлению календарно- тематического планирования на II семестр Чтобы составить календарно-тематическое планирование необходимо: Сопоставить изученный программный материал, по которому осуществлялось обучение, с выбранной программой. Выявить темы, которые не изучались в I семестре и темы, которым необходимо уделить внимание во II семестре. Составить КТП с учетом интенсификации и взаимозаменяемостью тем.
Содержание КТП 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка (название программы, авторская программа (если используется), количество часов по предмету, перечень проверочных работ, описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.). 3.Календарно-тематическое планирование: п/п, тема урока, формы работы, дата проведения (по плану и фактическая), примечания.