FedotoVA Тема: «Использование социо - игровой технологии в работе с детьми» Агеева Светлана Валентиновна Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15 «Ромашка» обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Красноярского края г.Шарыпово 1
Актуальность Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. 3
Цель мастер - класса: - Обучение участников мастер – класса использованию социо - игровой технологии в работе с детьми. 3
ЗАДАЧИ МАСТЕР - КЛАССА: - Познакомить участников мастер-класса с возможностью использования социо-игровой технологии в работе с детьми. -Обучить участников мастер- класса непосредственно игровым заданиям – упражнениям. -Вызвать у участников мастер- класса интерес и желание использовать представленную технологию в своей практике. 3
Этапы мастер – класса: - Теоретическая часть. - Практическая часть. - Рефлексия (заключительная)
Социо - игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Социо-игровая педагогика основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами). В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его. 4
Задачи социо-игровой технологии. - Помочь детям научиться эффективно общаться; - Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; - Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; - Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Принципы руководства социо - игровой технологией в работе с детьми Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры. Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно. Движение и активность. Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках. Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток. 5
Отличительные особенности социо - игровой и традиционной педагогики Социо - игровая педагогика Традиционная педагогика Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект - субъектные отношения) Диктат воспитателя (субъект – объектные отношения) Развитие самостоятельности Послушное повторение формулировок Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом) Наличие дискретности – дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты) Занятие-игра - жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо - игровая») Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе. Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть Равноправие детей и взрослых - основа социо - игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения
«Золотые правила» социо-игровой технологии. 1. Используется работа малыми группами. 2. «Смена лидерства» 3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. 4. Смена темпа и ритма. 5. Интеграция всех видов деятельности. 6. Ориентация на принцип полифонии
9 Группы социо – игровых игр: ИГРЫ ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ – пробудить интерес детей друг к другу - «Летает не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам» и т.д. ИГРЫ ДЛЯ СОЦИО-ИГРОВОГО ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕЛУ - для усвоения или закрепления учебного материала - «Эхо», «Превращение предмета», «Так и не так» и т.д. ИГРЫ РАЗМИНКИ - элемент соревнования и смешного выигрыша, доступность - «Заводные человечки», «Руки – ноги», «Замри» и т.д. ИГРЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ - художественно исполнительский результат действия - «Животные», «Детские стихи по ролям», «Да и нет не говорите», «Рассказ по карточкам» и т.д. ВОЛЬНЫЕ - игры требующие простора и свободы передвижения - «Вороны – воробьи», «Горелки», «Прятки» и т.д.
Использование социо - игровой технологии: Утро: Игры для рабочего настроя ООД: Игры для рабочего настроя, игры для социо – игрового приобщения к делу, игры – разминки, игры для творческого самоутверждения, работа в компаниях Свободная деятельность: игры для творческого самоутверждения Прогулка: игры вольные
10 Практическая часть:
11 Рефлексия: - Какие ощущения вызвал у вас мастер – класс? - Будете ли вы в своей практике использовать социо – игровую технологию в работе с детьми? - Оправдались ли ваши ожидания?
FedotoVA Спасибо за внимание!!!