Интернет-семинар (вебинар) «Методика подготовки учащихся 9-11 классов к олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям по обществознанию» Часть 1. (На примере конкурсных заданий заочного этапа XVI турнира им. М.В. Ломоносова) Для учителей обществознания, участников турнира и их родителей. 13 января 2015 г.
ЦЕЛИ ТУРНИРА: ВЫЯВИТЬ НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ К ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧЕНИКОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ПРЕДМЕТНЫЕ СЕКЦИИ 9-10 КЛАСС 11 КЛАСС
Структура бланков заданий (секции «Обществознание» 9-10, 11 класс) Общее количество заданий - 27 Часть заданий с выбором ответа Часть 12 - заданий с кратким ответом ОБЩЕЕ ВРЕМЯ, ОТВОДИМОЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ – 90 МИНУТ
ТИПЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: единственного выбора. ОТКРЫТОГО ТИПА: дополнения; свободного изложения.
Система оценивания олимпиадных заданий Максимальный балл- 39 Часть 1 – за каждый правильный ответ дается 1 балл Часть 2 – до 2 баллов
Содержательные разделы (9-10 класс) Содержательные разделы Число заданий Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО5ДО 2 СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 7ДО 2 ЭКОНОМИКА3ДО 2 СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9ДО 2 ПРАВО3ДО 2
Содержательные разделы (11 класс) Содержательные разделы Число заданий Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО8ДО 2 ЭКОНОМИКА3ДО 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 5ДО 2 ПОЛИТИКА9ДО 2 ПРАВО2ДО 2
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ 1. Умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ 2. Умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ 3. Умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ 4. Умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
Примеры рекомендаций и пояснений к каждому заданию В заданиях 1-15 предусмотрен только 1 вариант правильного ответа. За каждый правильный ответ Вы получаете 1 балл. О каком понятии идет речь… Впишите в банк ответов последовательность букв. Например: АБВГ. Определите и впишите в бланк ответов понятие, являющееся общим для приведенных ниже слов и объединяющее их.
Разновидности олимпиадных заданий ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 1 Избирательный ценз, являющийся универсальным и всеобщим для активного избирательного права: 1. Возрастной ценз; 2. Ценз гражданства; 3. Ценз оседлости; 4. Ценз свободы. КАКОЙ ИЗ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНЫЙ?
Разновидности олимпиадных заданий ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 Впишите слово (словосочетание). Единственным источником власти в Российской Федерации является ____________________. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
Разновидности олимпиадных заданий ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 Впишите год, в котором истекают полномочия ныне действующего Президента Российской Федерации В.В. Путина. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
Разновидности олимпиадных заданий ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 Определите, какие утверждения соответствуют принципам демократических выборов. А. В парламентских выборах могут участвовать только мужчины 18 лет. Б. На пост Президента претендовало четыре кандидата. В. В бланк голосования гражданина не вносит свои персональные данные, а только ставит отметку о своем волеизъявлении. Г. Голосование за главу муниципального образования прошло путем пересчёта поднятых рук всех пришедших в Дом культуры. Д. На избирательных участках были установлены кабинки для тайного голосования. ЗАПИШИТЕ ПОЛУЧИВШУЮСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БУКВ
Рекомендуемая литература Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие. М., Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М., Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. М., 2013.
Рекомендуемая литература Пискаре В.И., Сафронова И.В., Фокеева И.М. Олимпиадные задания по обществознанию Общество от А до Я классы. М., Пономарева Е.Г., Гаман-Голутвина О.В., Удашова О.А. Обществознание: настольная книга ученика. М., 2013.
ИНТЕРНЕР-РЕСУРСЫ: – официальный сайт Президента РФ. – сервер органов государственной власти РФ. – федеральный портал российских олимпиад школьников. мир олимпиад.рф – Портал Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад». – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России. – Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (законодательство с комментариями). – Научная электронная библиотека.
Спасибо за внимание! Приглашаем принять участие в XVI Ломоносовском турнире! 22 января 2015 г. – секция «Обществознание» (9-10, 11 классы)