Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Детские годы Салтыков Михаил Евграфович (1826, с. Спас-Угол Тверской области , Петербург) родился в дворянской семье. Детские годы прошли в имении отца, в одном из глухих углов "Пошехонья". Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян… Наблюдения за этой жизнью найдут отражение в книгах писателя.
Годы учебы В 10 лет был принят в Московский дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова. В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь страстно читает Пушкина, Лермонтова, начинает писать стихи, испытывает влияние статей В.Белинского и А.Герцена, произведений Н.Гоголя. Комнаты лицеистов Вид на лицей
Взрослая жизнь В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...", - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.
Государственная служба Первые повести Салтыкова своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией В течение восьми лет - ссылка в Вятку, где в 1850 назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.
Салтыков – Щедрин – наследник Н.Гоголя В конце 1855 после смерти Николая 1, получив право "проживать где пожелает", возвращается в Петербург и возобновляет литературную работу. В были написаны "Губернские очерки». Н. Щедрин становится известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. Писатель сочетает труд литератора с государственной службой. В служит чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.
Работа в «Современнике» В служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, увольняя взяточников и воров. В эти годы пишет рассказы и очерки. В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала "Современник«. Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу.
Сатира Салтыкова-Щедрина В 1864 Салтыков выходит из редакции "Современника". Возвращается на государственную службу. В возглавляет Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани После жалобы рязанского губернатора Салтыков отправлен в отставку. Переезжает в Петербург, принимает приглашение Н.Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работает в Салтыков теперь целиком отдается литературной деятельности. В пишет "Историю одного города", вершину своего сатирического искусства.
Гротеск Салтыкова - Щедрина Салтыков-Щедрин в разные годы жизни посещал страны Западной Европы. В Париже встречался с Тургеневым. В 1880-е сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске. В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".
«Невозможно понять историю России во второй половине XIXвека без Щедрина» А.М.Горький В последние годы жизни создал свои шедевры: "Сказки" ( ); "Мелочи жизни" ( ); "Пошехонская старина" ( ). За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество...другие там еще...". Умер М.Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге.
Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки создавались в эпоху реакции. Этот жанр наиболее понятен и близок простому читателю. Сказки - для детей от 7 до 70 лет, "для детей изрядного возраста". Дети – это взрослые, нуждающиеся в поучении. В сказке можно было в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, встать на защиту народных интересов. Сказки Салтыкова-Щедрина называют также "малой энциклопедией сатиры", а самого Салтыкова- Щедрина – "прокурором русской действительности".
Особенности сказок Сказки эти самобытны и не похожи ни на какие другие. В них сплетается воедино фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, ирония, удивительно проявляется искусство Эзопова языка, фольклорные традиции. Общий мотив сказок - это мысль о непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров. Изображая народ, Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность.
«Сказка – ложь, да в ней намек…» Заключение цензора Лебедева: "…То, что господин Салтыков-Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…". Сказки Салтыкова-Щедрина, различные по своей проблематике, показывают нам картину русской жизни, современной писателю. Щедрин изображает с помощью различных приемов иносказания господствующий класс и народ, паразитизм одних и покорность других, эгоизм и малодушие людей. Сказки Салтыкова-Щедрина, различные по своей проблематике, показывают нам картину русской жизни, современной писателю. Щедрин изображает с помощью различных приемов иносказания господствующий класс и народ, паразитизм одних и покорность других, эгоизм и малодушие людей.