МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Екатеринбург, 10 июля 2014 г. Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин Владимирович Директор Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга России
2 Техническое регулирование в Российской Федерации Техническое регулирование в Российской Федерации Законодательство Таможенного союза и ЕЭП в сфере технического регулирования Национальное законодательство в сфере технического регулирования Многосторонняя торговая система ВТО Нормы и принципы ВТО Обязательства, принятые Российской Федерацией при вступлении в ВТО Соглашение ВТО по ТБТ Раздел X Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Соглашение о единых принципах и правилах техрегулирования в РБ, РК и РФ от 18 ноября 2010 г. Единый перечень продукции, в отношении которого устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (на переходный период) Технические регламенты Таможенного союза ( имеют прямое действие на единой таможенной территории Таможенного Союза ) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании» Единые перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия Технические регламенты Российской Федерации ВТО ЕАЭС
ведение двустороннего и многостороннего диалога с зарубежными партнерами по вопросам технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений выполнение обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении в ВТО, по вопросам технических барьеров в торговле Роль Минпромторга России в национальной системе технического регулирования координация действий федеральных органов исполнительной власти в сфере техрегулирования формирование государственной политики в сфере тех регулирования разработка технических регламентов Таможенного союза и изменений к ним представление позиции на Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при ЕЭК приведение национального законодательства в соответствие с принятыми нормативными правовыми актами Таможенного союза и ЕЭП в сфере технического регулирования формирование позиции Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов Евразийской экономической комиссии в области технического регулирования Министерство промышленности и торговли РФ Основные функции и полномочия в сфере технического регулирования 3
Реализация технических регламентов Таможенного союза 4 вступают в силу в гг. вступили в силу Принятые технические регламенты Разработано 34 Плана мероприятий, направленных на реализацию принятых технических регламентов Таможенного союза в Российской Федерации, включающих: разработку проектов программ по разработке межгосударственных стандартов, которые служат доказательной базой для технических регламентов Таможенного союза; определение уполномоченных органов по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза в Российской Федерации; корректировка единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г Утверждены 23 Программы разработки межгосударственных стандартов под технические регламенты, которые предусматривают разработку 1299 стандартов По 25 ТР ТС определены уполномоченные органы по обеспечению госконтроля (надзора) в РФ, издано 21 соответствующее постановление Правительства РФ Из национальных перечней продукции исключено 604 позиции продукции, на которую распространяются принятые технические регламенты Таможенного союза.
Применение мер технического регулирования в целях поддержки отечественных производителей 5 ПРЕИМУЩЕСТВА Технические регламенты Таможенного союза содержат требования, отражающие уровень развития отечественной промышленности, специфику национальной продукции, климатические, технологические и иные особенности государств- членов Таможенного союза, а также гармонично совмещают национальную и международную системы стандартов и, как результат, влияют на повышение конкурентоспособности отечественного производителя. В процессе разработки технических регламентов Таможенного союза Российская Федерация старается в целом учитывать интересы отечественных производителей НЕДОСТАТКИ Процесс разработки и принятия технических регламентов занимает, как правило, около двух лет Технические регламенты вступают в силу через 6 месяцев после принятия, а в порядке введения их в действие содержатся переходные положения, дающие отсрочку вступления в силу в части оценки соответствии и маркировки продукции В процессе разработки технических регламентов конечные принимаемые решения носят трехсторонний характер, в ряде случаев Сторонам приходится достигать компромисса при выработке единых обязательных требований к продукции Соглашение ВТО по ТБТ Соглашение ВТО по ТБТ определяет, что основными принципами технического регулирования в рамках ВТО являются РНБ (режим наибольшего благоприятствования) и отсутствие дискриминации по отношению к импортируемым товарам. Таким образом, в Российской Федерации, как члене ВТО, требования технических регламентов и процедур оценки (подтверждения) соответствия должны применяться равным образом для товаров отечественных производителей и импортируемых товаров.. Возможности применения мер технического регулирования в целях поддержки ограничены Возможности применения мер технического регулирования в целях поддержки отечественных производителей и защиты от конкуренции аналогичных импортируемых товаров весьма ограничены по причине существующих обязательств Российской Федерации, которые были приняты при вступлении в ВТО.
Использование инструмента стандартизации в целях поддержки отечественных производителей 6 Требования стандартов намного шире требований технических регламентов и включают не только показатели безопасности, но и качества Возможность отклонения от международных стандартов в случае существенных климатических или географических факторов, а также технологических проблем предусмотрена Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле Повышение роли стандартизации
Примеры применения национальных стандартов, обеспечивающих отечественным компаниям преимущества в рамках ВТО 7 В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ: В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: В ОБЛАСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ: Учитывает климатические и температурные особенности районов Крайнего севера. В отношении автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов по дорогам РФ, устанавливаются общие требования к АТС и его системам, обусловленные низкими температурами внешней среды, на территории РФ Применение частот, отличающихся от частот, используемых в других странах Применение колеи 1520 мм отличной от колеи 1435 мм стран Центральной и Западной Европы, США, Канады, Китая и др.. Применение метрической системы мер отсекает конкурентов, применяющих дюймовую систему мер НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Реформирование национальной стандартизации 8 СТАНДАРТИЗАЦИЯ Опасная продукция Процессы, влияющие на безопасность ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25% от всей номенклатуры продукции Проект Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Системы менеджмента Термины и определения Услуги Качество и конкурентоспособность продукции, работ, услуг Охрана труда государственная политика в области стандартизации; введение понятия технических условий в состав документов по стандартизации; использование ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах; определение механизма пересмотра национальных стандартов, на которые имеются ссылки в нормативных правовых актах, за счет введения национальным органом РФ по стандартизации перечня указанных стандартов; формирование организационной структуры национальной системы стандартизации, обеспечение доступности национальных стандартов. Новеллы проекта ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
Совершенствование системы государственного контроля (надзора) 9 построение прозрачной, доверительной и Недостатки действующей системы государственного контроля (надзора ) Отсутствие Единого закона, регулирующего данную сферу деятельности в Российской Федерации Отсутствие нормативно определенного порядка взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора) Отсутствие структурированных по видам деятельности обязательных требований к объектам и субъектам контроля (надзора) Отсутствие формализованного и нормативно закрепленного набора требований к критериям, необходимым для разграничения компетенции между уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти по объектам и субъектам контроля (надзора) Законопроект «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации » Цели разработки: построение прозрачной, доверительной и действенной системы взаимоотношений власти, граждан и бизнеса; снижение избыточного давления на бизнес; стимулирование добросовестной конкуренции; определение и установление четких границ разрешительной деятельности, государственного и муниципального контроля и надзора; существенное повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности.
Техническое регулирование энергоэффективности продукции Техническое регулирование – то, что влияет на конечные свойства продукции Экологические – выбросы, энергоэффективность оборудования Другие требования Требования к процессу производства продукции Требования к продукции (до вывода в обращение) Обращение на рынке Техническое регулирование – это свойства продукции, в том числе: Воздействие на окружающую среду, энергоэффективность Другие требования + 10
11 Внедрение подхода наилучших доступных технологий Текущее положение промышленности Переход на принципы НДТ Высокая экологическая нагрузка на окружающую среду Высокое потребление ресурсов и энергии Сложность с привлечением инвестиций Снижение экологической нагрузки на окружающую среду Повышение энерго- и ресурсоэффективности Рост конкурентоспособности отечественных предприятий ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ Создание новых производственных мощностей Модернизация существующих предприятий нормативно- правовая база финансовые меры и стимулы создание современного оборудования инвестиции и реализация проектов риски при внедрении НДТ Ухудшение ситуации для «проблемных» предприятий, в том числе в моногородах. Повышение финансовой нагрузки (фискальная, высокая стоимость оборудования). Государство Бизнес
11 Комплекс мер по внедрению НДТ Мероприятия Создание Межведомственного совета по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий май 2. Принятие законопроекта (по нормированию в области охраны окружающей среды и мерам экономического стимулирования для внедрения наилучших технологий) июль 3. Анализ международного опыта стимулирования перехода на НДТ, разработка сценариев внедрения декабрь 4. Разработка «дорожной карты» по внедрению современных технологий в госсекторе РФ декабрь 5. Утверждение порядка разработки информационно-технических справочников и реестров НДТ декабрь 6. Разработка нормативной правовой базы по переходу промышленности на принципы НДТ 7. Создание ФГБУ «Центр мониторинга промышленных и природоохранных технологий» 8. Разработка Концепции реализации перехода промышленности на принципы НДТ июль 9. Утверждение Концепции реализации перехода промышленности на принципы НДТ октябрь 10. Разработка предложений по мерам нормативно-правовой поддержки перехода на НДТ декабрь 11. Разработка предложений по мер гос. софинансирования при переходе на принципы НДТ декабрь 12. Разработка предложений по локализации производства импортного оборудования декабрь 13. Повышение квалификации госслужащих по вопросам перехода на принципы НДТ 14. Разработка информационно-технических справочников и реестров НДТ до 2018 г. 15. Разработка нормативно-технических документов на основе справочников и реестров НДТ до 2018 г. 16. Комплекс мер по организации в РФ выпуска современного технического оборудования разработкареализация до 2026 г. 17. Координация перехода на НДТ с исполнением госпрограммы по энергоэффективности 1 кв. 18. Внесение изменений в госпрограммы с учетом разработки справочников и реестров НДТ 1 кв. 19. Включение в госпрограммы показателей, характеризующих переход на принципы НДТ 1 кв. 20. Реализация пилотных проектов внедрения НДТ в регионах до 2022 г. 21. Мониторинг реализации комплекса мер по переходу на принципы НДТ ежегодно
Благодарю за внимание! Екатеринбург, 10 июля 2014 г. Министерство промышленности и торговли РФ Китайгородский пр., д. 7, Москва, Тел. (495) , (495) Факс (495)