Муниципальные модели сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования на примере отдельных регионов
Выявление одаренных детей Психологическое и образовательное сопровождение обучения и развития одаренных детей Повышение квалификации педагогов Консультационная поддержка родителей
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Д.Б.Богоявленская Одаренность - Интеллектуальная - Исследовательская - Творческая - Социальная - Спортивная -
Сопровождение ребенка Регион Муниципалитет Образовательное учреждение Дошкольное учреждение Общеобразо вательное учреждение Высшее учебное заведение Дополнительное образование
Цель работы с одарёнными детьми – это содействие их полноценному развитию и успешной самореализации в различных видах деятельности
Модель работы с одаренными детьми зависит от: заказа учредителя условий и возможностей учреждения от готовности сотрудников вести данное направление
Объекты анализа: - субъекты - система мер и мероприятий - профессиональная компетентность педагогов, учителей-предметников, педагогов-психологов - финансирование работы
анализ проблемы модель
Цели - Подготовка школьников муниципальной системы образования к предметным олимпиадам разного уровня (ИМЦ, г.Томск) - Сопровождение исследовательских работ школьников, - Раскрытие и развитие способностей одаренных детей, их самоопределение и возможность реализации в будущей профессии (МОУ ДОД «Станция юных натуралистов», г.Старый Оскол Белгородской области); - Создание системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях региональной системы образования (Ярославская область)
Задачи - расширить финансовое обеспечение работы с одаренными детьми - сформировать организационную структуру управления за счет временных команд, проблемно-творческих групп - консолидировать работу образовательных учреждений и внешних партнеров - создать единое правовое, научно-методическое и информационное пространство по работе с одаренными детьми - подготовить педагогов к сопровождению одаренных детей -обеспечить мотивационную поддержку работы с одаренными детьми - формировать комплекс диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей - обеспечить участие способных и одаренных детей, подростков, молодежи в предметных школьных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление юных дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей
- разработать и реализовать проекты, направленные на: всестороннее развитие личности социализация одаренных детей развитие одаренного ребенка через совершенствование родительско-детских отношений (Центр интеллектуального развития личности МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ» города Старый Оскол Белгородской области) -
Направления сопровождения Создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей Формирование системы мониторинга и диагностики, направленной на выявление и отслеживание развития одаренных детей Консолидация педагогических усилий образовательных учреждений, а также внешних партнеров Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка Подготовка педагогов к сопровождению одаренных детей и внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений
Основные образовательные события для детей олимпиадные тренинги по всем предметам мастер-классы приглашенных специалистов с учителями и учениками по предметам; погружение, курсы, очно-заочные школы в каникулярное время; предметные командные мероприятия стимулирующего и пропедевтического характера на базе опорных школ: лингвистические, физические, математические бои, турниры, карусели и т.п.; городские неакадемические, заочные олимпиады школьников; конкурсы, викторины по предметам; научно-практические конференции школьников (начальной школы, среднего и старшего звена); индивидуальное сопровождение; выездные командные состязания
Некоторые формы работы с одаренными детьми Опорные школы Образовательные кластеры, кластер- группы Интенсивные школы, интенсивные программы Сетевое взаимодействие, сетевые занятия Сайт Менторство
Проект «Олимпиадный тренинг» в программе сопровождения одаренных детей (город Томск) Углубленные занятия Проектно-исследовательская деятельность Научно-практические конференции Данный проект реализуется в форме сетевого взаимодействия, координация осуществляется через Координационный совет муниципального уровня
Муниципальная модель работы с одаренными детьми в ЗАТО Северск (Томская область) Непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от развития дошкольников – до подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к поступлению в специальные учебные заведения Сопровождение детей: детские сады- начальная школа – основная школа Ежемесячные стипендии, единовременная премия по итогам каждого учебного года Ежеквартальный круглый стол «Проблемы и перспективы развития организации работы с одаренными детьми»
город Ангарск Иркутской области сетевая модель муниципальной методической службы Особенность модели заключается в создании «узлов», новых субъектов муниципального уровня (опорных, базовых образовательных учреждений, ресурсных центров, опорных сетевых площадок и т.д. на базе образовательных учреждений) Дистанционные проекты
Город Шарья, Костромская область - модель сопровождения одаренных детей дошкольного возраста «Формирование конкурсной системы для одаренных детей дошкольного возраста» Город Старый Оскол, Белгородская область - Ресурсный центр по работе с одарёнными детьми
Чем больше усилий возможно объединить, упорядочить и привести в систему, тем проще и интереснее двигаться ребёнку по индивидуальному маршруту