Сочи, октябрь 2014 Начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России А.Т. Медведь
Долгосрочное регулирование в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ДОЛГОСРОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ Метод сравнения аналогов (только в сфере теплоснабжения) На федеральном уровне: - согласовывается метод регулирования - согласовываются долгосрочные параметры регулирования в городах с населением свыше 500 тыс.чел. - устанавливается минимальная норма доходности на инвестированный капитал (190-ФЗ «О теплоснабжении» 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» 291-ФЗ «О внесении изменений…») 2 Метод индексации установленных тарифов Метод RAB Переход к
Трансформация подходов к тарифному регулированию к Долгосрочное регулирование темпов изменения платы граждан за КУ Установление предельных тарифов по отраслям Регулирование затрат (расходов) Долгосрочное комплексное регулирование Региональный уровень Федеральный уровень Ответственность региональных органов власти за принимаемые решения в сфере территориального планирования, бюджетного планирования и тарифного регулирования
В настоящее время нормативная правовая база, регламентирующая переход на долгосрочное тарифное регулирование в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, в целом сформирована и принята Тариф 3. Инвестицио нные программы 1. ПКР 2. Схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения Система нормативных правовых актов Качество проработки 1,2 и 3 элементов системы нормативных правовых актов напрямую влияет на качество тарифных решений 4
Постановление Правительства РФ от «О применении метода экономически обоснованных расходов при установление тарифов в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения на 2015 год» 5 Возможность применения метода «затраты +» на 2015 без ограничений Постановление Правительства РФ от «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Возможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование в годах в течение финансового года
1. При определении НВВ с применением метода «Затраты +» или метода индексации учитывается: расчетная предпринимательская прибыль ГО = 5 %. расчетная предпринимательская прибыль для ГО, являющихся МУП или ГУП 5 %. 2. Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств учитываются в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ ×1,5 (но 4%). Для регулируемых организаций в населенных пунктах с численностью < 100 тыс. человек в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной более чем в 1,5 раза, но не менее 4%. 3. При применении метода RAB срок возврата инвестированного капитала устанавливается по решению органа регулирования: в отношении организаций, осуществляющих деятельность по концессионному соглашению или договору аренды - от 10 до 30 лет; в отношении иных регулируемых организаций от 20 до 30 лет. Постановление Правительства РФ от «О внесение изменений в постановление Правительства РФ от » 6
Операционные расходы Расходы на энергоресурсы Неподконтрольные расходы Текущие расходы Амортизация Расходы по сомнительным долгам Проценты по привлекаемым кредитам Прибыль, остающаяся в распоряжении организации Расходы на инвестиции на основе ИП Налог на прибыль Источник финансирования текущих инвестиций и возврата привлеченных средств, а также обеспечения доходности инвестированных средств Экономия от сокращения расходов остается в распоряжении организации в течение 5 лет Корректировка по целевым показателям Корректировка в соответствии с фактическими расходами Себестоимость Внереализационные расходы Прибыль до налогообложения Валовая прибыль Необходимая валовая выручка Модель тарифного регулирования методом долгосрочной индексации предполагает планирование уровня расходов регулируемых организаций на основе долгосрочных параметров регулирования, а также определение экономически обоснованного уровня прибыли на период 3-5 лет, при этом «неподконтрольные» расходы организаций подлежат корректировке в соответствии с достигнутым их фактическим значением. Итоговые финансовые показатели деятельности регулируемых организаций будут зависеть от эффективности ее деятельности, степени достижения целевых показателей, реализации инвестиционной программы. до 2% Ставка ЦБ ×1,5 (но 4%)
8 Изменения в нормативные правовые акты в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в части расчета платы за подключение (технологическое присоединение) Изменения в постановление Правительства РФ от в части уточнения расчета нормативной прибыли в случае окончания действия срока инвестиционных программ в середине долгосрочного периода регулирования Изменения Федеральный закон от ФЗ в части создания возможности выравнивания тарифов на тепловую энергию в пределах одного МО при назначении ЕТО Требуется донастройка системы нормативных правовых актов в части:
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере ВС и ВО» Нормативный уровень прибыли = долгосрочный параметр регулирования ТОЛЬКО для организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности на основании договора аренды или концессионного соглашения, заключенного не ранее г й долгосрочный период регулирования Нормативная прибыль на 2016, 2017 гг. = Расходы на кап. вложения (инвестиции) в 2015 г. + Надбавки к ценам (тарифам) * Утверждение долгосрочных тарифов на основании долгосрочных параметров регулирования на гг. Окончание срока действия инвестиционной программы 2009 – 2015 гг. Корректировка / Исключение 3 * В случае, если такие надбавки прекращают действовать в последнем году реализации ИП 2018
Проблемные вопросы, связанные с выравниванием тарифов на ТЭ в пределах одного муниципального образования при назначении ЕТО 10 В соответствии с ч. 4 статьи 11 Федерального закона 190-ФЗ установление тарифов в сфере ТС осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей ТЭ (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне ЕТО и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на ТЭ (мощность), теплоноситель. Значительная часть схем ТС для городов с населением 500 тыс. чел. и более утверждены Минэнерго России в течение 2014 года Решения об утверждении тарифов для ЕТО в таких городах впервые будут приняты органами регулирования на 2015 год. 1. Принятие решение о существенном росте платы граждан за КУ посредствам принятия по согласованию с представительным органом МО решения об установлении по отдельному МО предельного индекса, превышающего индекс по субъекту (ППРФ от ); 2. Дополнительная нагрузка на бюджет субъекта РФ. 1. Принятие решение о существенном росте платы граждан за КУ посредствам принятия по согласованию с представительным органом МО решения об установлении по отдельному МО предельного индекса, превышающего индекс по субъекту (ППРФ от ); 2. Дополнительная нагрузка на бюджет субъекта РФ. ! Рост тарифов на тепловую энергию для потребителей в отдельных регионах в результате выравнивания составит 32 – 35 %! Рост тарифов на тепловую энергию для потребителей в отдельных регионах в результате выравнивания составит 32 – 35 %!
Качество принятия решений на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанных с планированием в условиях перехода на долгосрочное тарифное регулирование, предопределяет условия дальнейшего развития и функционирования организаций, в том числе и тарифные последствия. В этой связи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предстоит масштабная работа, в том числе связанная с тщательным территориальным и бюджетным планированием. ! !
Проект поправок к проекту Федерального закона (Об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами) – ключевые вопросы 12 Необходимо ли признание утратившим силу Федерального закона от ФЗ Введение регионального оператора в сфере обращения с ТБО – необходимое условие развитие рынка или его излишнее регулирование Сформированы ли в рамках проекта поправок экономические стимулы развития отрасли обращения с ТБО
План Мероприятий «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от р Основные изменения по сравнению с текущей моделью рынка: - Либерализация цен для конечных потребителей в рамках цены АК во всех СЦТ. - Отмена ценового регулирования теплосетевых организаций с определением стоимости услуг по соглашению сторон, а при его недостижении – исходя из референтных расценок, утвержденных органом регулирования. - Описание исключительных случаев при которых взимается плата за подключение (обычно плата за подключение равна 0) Переходный период: с 2015 г. до 2020 г. в МО с численностью населения 100 тыс. чел. и более, а также в МО, в которых более 50% тепловой энергии производится на ТЭЦ; с 2015 г. до 2023 г. – в других населенных пунктах. Особенности переходного периода: В системах теплоснабжения, в которых действующие тарифы выше цены АК, должна быть обеспечена фиксация действующих тарифов до момента, пока они не сравняются с ценой АК с учетом ее индексации. В системах теплоснабжения, в которых действующие тарифы ниже цены АК, должен быть обеспечен рост тарифов до цены АК темпами, установленными органами регулирования (поэтапно и не позднее даты окончания переходного периода).
Анализ необходимых темпов роста средневзвешенных тарифов по муниципальным образованиям сверх ИПЦ для достижения цены АК (с учетом индексации OPEX) к 2023 году
Всё будет хорошо!