М.А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» ВЫПОЛНИЛИ УЧЕНИЦЫ 11 «А» КЛАССА СТОЛЯРОВА В. И ЕРМИЛОВА В.
М. А. ШОЛОХОВ. БИОГРАФИЯ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ РОДИЛСЯ 11 МАЯ (24 МАЯ) 1905 ГОДА НА ХУТОРЕ КРУЖИЛИНЕ СТАНИЦЫ ВЕШЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО. МАТЬ БЫЛА НАСИЛЬНО ВЫДАНА ЗАМУЖ ЗА ДОНСКОГО КАЗАКА-АТАМАНЦА* КУЗНЕЦОВА, НО ОТ НЕГО УШЛА К "ИНОГОРОДНЕМУ", БОГАТОМУ ПРИКАЗЧИКУ А. М. ШОЛОХОВУ
Учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшаяся революция и гражданская война помешали продолжить образование. Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступил в продовольственный отряд. В конце 1922, в семнадцать лет, он приехал в Москву, собираясь учиться. Встретился здесь с поэтами и писателями группы "Молодая гвардия". Помощи ждать было неоткуда, поэтому пришлось работать и грузчиком, и каменщиком, и счетоводом, и делопроизводителем
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека» Хемингуэй Ремарк
СЮЖЕТ С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын- офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. Жена Ирина Андрей Соколов
После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) перспективу на новую жизнь
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений Андрей Соколов
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -он попадает в фашистский плен. Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей.
ВАНЮШКА Ребёнок спас героя от одиночества и отчаяния, жизнь осиротевшего взрослого человека «осмыслялась», то есть получила достойную цель, вполне соответствующую его характеру и убеждениям. Андрей Соколов подарил мальчику отцовскую любовь, о которой ребёнок так мечтал. Жизнь маленького сироты, трагичная в самом начале, выправилась, благодаря случайной встрече у чайной. Так отец и сын, осиротевшие, порознь пропадающие, обрели общую судьбу.
В «Судьбе человека» два рассказчика. Один из них не говорит о себе ничего конкретного, занимает подчинённое положение. Можно предположить, что в лице этого повествователя перед нами предстаёт писатель. Образ автора уже личности писателя, причём и эта «часть» подвергается художественной трансформации. «Необходимо увидеть эту многоступенчатость рассказа: Шолохов создал художественный мир, в котором выступает автор, на наших глазах изображающий весну, себя и героя, - героя, который, в свою очередь, повествует о своей судьбе. Образ автора в рассказе сам по себе очень сложен: он развивается, изменяется на протяжении повествования». М.А Шолохов
Оба рассказчика играют активную роль в произведении, взаимно дополняют друг друга и вместе с тем ведут относительно самостоятельные «партии». «Автор-повествователь помогает нам не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.
ЭКРАНИЗАЦИЯ В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека» в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале и открыл режиссёру путь в большое кино.