НПК «ЛЕНПРОМАВТОМАТИКА» Практические аспекты ускорения заправок на АГНКС Докладчик: генеральный директор Дмитрий Борисович Цудиков
Построено АГНКС и МАЗС – 3 Запроектировано новых АГНКС и МАЗС – 6 Реконструкция и строительство АГНКС (2000 – 2014) Автоматика новых компрессоров и осушителей – 12 Полная замена автоматики – 72
Природный газ как моторное топливо
Чем определяется время заправки на АГНКС? Среднее время заправки Скорость заполнения баллонов Частота приездов на заправку Давление в аккумуляторах АГНКС Пробег, маршрут Объем баллонов Наполняемость баллонов Пропускная способность ГЗК
Способы повышения скорости наполнения баллонов Увеличение давления в аккумуляторах Увеличение пропускной способности ГЗК Удорожание оборудования Удорожание ГЗК Экономический эффект сомнителен Ограничения автомобиля Увеличение энергозатрат
Причина уменьшения наполняемости баллонов Аккумулятор газа АГНКС Баллон Температура окружающей среды Т газа в баллоне Рост температуры при торможении вызывает рост давления и прекращение заправки Охлаждение при дросселировании меньше нагрева при торможении в баллоне Время заправки Конец заправки
Способы повышения наполняемости баллонов Принудительное охлаждение газа Подземное размещение аккумуляторов Снижение нагрева при заполнении баллонов Усложнение и удорожание АГНКС В жарком климате может быть целесообразным Может применяться при реконструкции (имеющиеся аккумуляторы) Незначительное усложнение АГНКС Оптимальный вариант
Повышение наполняемости баллонов Чем ближе процесс заправки к изотермическому, тем меньше рассеяние энергии и нагрев газа в баллоне. Чтобы приблизиться к изотермическому процессу, нужно разбить процесс на два или три этапа политропического расширения.
Уменьшение затрат энергии на сжатие Многоступенчатая заправка снижает затраты потенциальной энергии газа, а значит, уменьшает затраты электроэнергии на сжатие. Затраты энергии
Настройка «панели приоритетов» на конкретной АГНКС Реальная эффективность работы многоступенчатой заправки сильно зависит от оптимальности настройки «панели приоритетов» Неоптимальная настройка – большое количество пусков КУ Незначительное изменение уставок улучшает ситуацию
Оптимизация режима работы АГНКС Минимизация времени заправки Минимизация затрат электроэнергии Минимизация частоты пусков КУ При проектировании При эксплуатации Оптимальное количество ступеней заправки Оптимальный объем аккумуляторов Оптимальная производительность компрессоров Оптимальные уставки «Панели приоритетов»
Заключение Многоступенчатая заправка имеет ряд преимуществ как для владельца АГНКС, так и для конечного потребителя:
Рекомендовать применять многоступенчатые заправки (двух- и трёх-линейные). Рекомендовать при проектировании АГНКС предусматривать подземное хранение газа. Поручить НПК «Ленпромавтоматика» выработать методику расчета, позволяющую определить оптимальное количество ступеней заправки. Рекомендовать застройщикам АГНКС использовать методику расчёта НПК «Ленпромавтоматика» для определения количества ступеней заправки. Рекомендовать исключить норму из документа «Оборудование автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС). Общие технические требования. Р Газпром – 2010» о необходимости установки регулятора давления. Предложения в решение круглого стола
199178, Санкт-Петербург, 13-я линия В.О., д. 78 т/ф.: (812) ; НПК «ЛЕНПРОМАВТОМАТИКА» Генеральный директор Дмитрий Борисович Цудиков