С ЕМИНАР И НТЕНСИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Каждый учитель учит по своему, каждый ученик по своему воспринимает, но прийти в итоге нужно к образовательным результатам, утвержденным Министерством образования в ФГОС Лисицына Л. С. – зам директора по НМР Министерство образования и науки Хабаровского края КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса»
М ЫСЛИ ВСЛУХ …. Только наивные люди могут думать, что компьютеры и интерактивные доски сделают нашу систему образования передовой. Не доски делают образование Образованием, а реальные и актуальные знания и умения. Образование с большой буквы – стратегический ресурс страны. Несоизмеримый с нефтью и газом……
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА 1. Предметную компетентность педагога. 2. Методическую компетентность. 3. Компетентность в сфере лично- ориентированной технологии обучения. 4. Компетентность в сфере информационных технологий. 5. Валеологическую компетентность. 6. Коммуникативную компетентность педагога. 7. Психодидактическую компетентность при самоанализе урока.
П ЛАН Конструирование урока на основе современных образовательных технологий ( Лисицына Л. С.) Формы организации учебного процесса: А. Традиционные формы учебных занятий (Киевцева С. В.) Б Нетрадиционные формы учебных занятий (Кондоурова Л. А.)
П РИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО : осуществить целеполагание на основе отбора учебного материала согласно рабочей программе, и КТП, подготовить информационно-образовательную среду (содержание по этапам, информационное сопровождение и т. д.) продумать организацию всех этапов урока на основе совместной деятельности педагога и студентов.
Этапы урока 1. Мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап 2. Проектировочный 3. Операционно-деятельностный этап 4. Оценочный этап 5. Рефлексивно-смысловой этап
Этапы урока Действия учителя (преподавание) Действия ученика (учение) 1. Мотива ционно- целевой Создание образовательной ситуации обучения, постановка учебных задач Принятие предлагаемой учителем ситуации обучения Использование внешних стимулов, побуждающих учащихся к решению учебных задач Поиск внутренних мотивов смысла решения учебных задач в изучении учебного предмета «здесь и сейчас»
Этапы урока Действия учителя (преподавание) Действия ученика (учение) 2 Операцио нно- деятельностный этап Организация коммуникации в процессе индивидуальной и групповой учебной деятельности (внутри микрогрупп, а также в группах «группа-учитель», «ученик-учитель») Выполнение учебной задачи (задания) в процессе индивидуальной и групповой учебной деятельности Определение путей преодоления затруднений на основе анализа пошагового выполнения предложенных заданий Решение учебных задач, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания
Этапы урока Действия учителя (преподавание) Действия ученика (учение) 3 Оценочный этап Выбор системы оценивания результатов решения учебных задач, обсуждение критериев оценивания с учащимися, обобщение и систематизация полученных новых знаний Принятие системы оценивания результатов решения учебных задач, развитие навыков самооценивания и взаимооценивания результатов учебно- познавательной деятельности 4 Рефлексив но- смысловой этап Стимулирование учащихся к рефлексии. Оценивание себя как субъекта учебно- познавательной деятельности
Чтение Слушание 10% Прочитанного 10% Услышанного Определять, Перечислять, описывать, пояснять Взгляд на рисунок Просмотр видео Взгляд на экспонат, образец Наблюдение за демонстрацией Наблюдение за конкретным действием Демонстрировать, Применять, выполнять 20% Увиденного 30% Услышанного 50% увиденного и услышанного 50% сказанного или написанного 90% сказанного или написанного по поводу их действия Участие в дискуссии Выступление с речью Театрализованное выступление Имитация реальной деятельности Выполнение ролевого действия Анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать Люди запоминают:В результате люди способны: Уровень абстракции
11 Личностные Креативные Когнитивные Методологические Предметные
У РОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Но кроме урока в учебном процессе используются и другие формы: учебная экскурсия, лекция, семинарское занятие, консультация, учебная конференция, лабораторные занятия и практикумы, деловая игра, инструктаж, зачет, экзамен, домашняя учебная работа и т.д. Еще в начале 70-х гг. довольно полное определение урока дал А. А. Бударный: «Урок – это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени и в специально отведенном месте руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого».
С ТРУКТУРА УРОКА – СОВОКУПНОСТЬ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ, ЧАСТЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЦЕЛОСТНОСТЬ УРОКА И ДОСТИЖЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ. Урок = организационный момент (2-3 мин) + проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу (5-15 мин) + изучение нового материала (разделить на блоки….) + закрепление его (5 мин.) и задание на дом. (1-2.) урок имеет гибкую структуру: в зависимости от решаемых дидактических задач, особенностей и темпов усвоения учащимися учебного материала учитель варьирует расположение и последовательность его структурных элементов, по- разному распределяет время на выполнение каждой части урока
Т ЕХНОЛОГИИ РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/ Информационные: квесты, интеллект-карта и др. Проблемного обучения Организация работы с информацией Модульного и модульно-рейтингового обучения Организации самостоятельной работы Дистанционного обучения Организация деятельности по усвоению содержания Проектной деятельности Исследовательской деятельности Творческой деятельности Художественной деятельности и т.д. Включение студентов в продуктивную деятельность
Т ЕХНОЛОГИИ Организации группового взаимодействия Организации дискуссии, дебаты Обучения на основе социального взаимодействия Организация образовательной коммуникации Игрового обучения Кейс-технология Тренинги, практикумы, лабораторные Включение студентов в позиционное обучение, имитационное и ролевое моделирование Рефлексивного обучения Оценки достижений Самоконтроля Самообразовательной деятельности Включение студентов в действия самоконтроля и самооценки
С ЕМИНАР И НТЕНСИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Каждый учитель учит по своему, каждый ученик по своему воспринимает, но прийти в итоге нужно к образовательным результатам, утвержденным Министерством образования в ФГОС Лисицына Л. С. – зам директора по НМР Министерство образования и науки Хабаровского края КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса»