Физиология ВНД ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ Лекция 8.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физиология высшей нервной деятельности Неассоциативное обучение
Advertisements

Физиология высшей нервной деятельности Неассоциативное обучение
Физиология высшей нервной деятельности Формы индивидуального обучения
Физиология высшей нервной деятельности Формы индивидуального обучения 2009.
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА..
Отличие условных от безусловных рефлексов Безусловные рефлексы 1.Являются врожденными 2.Безусловные рефлексы являются видовыми 3.Являются постоянными.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Физиология высшей нервной деятельности Физиологические механизмы условного рефлекса
ВНД. Условно-рефлекторная деятельность организма Подготовила: студентка 2 курса 4 группы педиатрического факультета Абдуразакова Меседу Расуловна.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям.
Кафедра нормальной физиологии КрасГМУ Проф. Ю.И. Савченков ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Нейробиология Формы обучения. Элементарные компоненты поведения.
ЛЕКЦИЯ 26 Понятия о ВНД. Функциональная характеристика КБП. ЭЭГ. Условные рефлексы, классификация. Методика выработки условных рефлексов. Механизм образования.
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
Физиология высшей нервной деятельности Механизмы условного рефлекса и пластичности 2009.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Учебный проект «Механизм образования условного рефлекса» Хрисанова А.П. Мамедова Г.Д. Истилеева А.
Торможение условных рефлексов. Центральное торможение было открыто в 1863 году И.М.Сеченовым. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать.
Регуляция функций Нейронная регуляция Рефлекторная деятельность нервной системы.
Транксрипт:

Физиология ВНД ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ Лекция 8

Инстинкты формируются в ходе естественного отбора, который происходит очень медленно – во временном масштабе большого числа поколений (обычно занимает время порядка сотен тысяч и миллионов лет). Нередко при быстрых изменениях условий наследственные инстинкты оказываются неэффективными или неадекватными, и поэтому для своего выживания живые существа в ходе эволюции приобрели возможность изменять свое поведение и формировать новые формы поведения на основе собственного, индивидуального опыта – т.е. обучаться. В отличие от инстинкта, индивидуальный опыт не наследуется (однако может наследоваться способность к обучению)

Свойства приобретенных форм поведения: Формируются в процессе взаимодействия с окружающей средой; Индивидуальны; Непостоянны; Связаны с функцией высших отделов ЦНС, прежде всего корковых нейронов.

Адаптивность обучения: синица- лазоревка открывает бутылку. чтобы полакомиться молоком

Адаптивность обучения: голубая сойка поедает ядовитую данаиду, после чего у нее наблюдается рвота; в будущем она больше не будет пытаться съесть такую бабочку.

Категория Основные формы Неассоциативное обучение (простые формы) Привыкание Сенситизация Особые формы неассоциативного обучения, тесно связанные с инстинктом и/или разумом Запечатление (импринтинг) Подражание Ассоциативное обучение Классический условный рефлекс Инструментальный условный рефлекс (обучение по типу проб и ошибок) Ассоциации между стимулами, возникающие без подкрепления Когнитивное обучение Латентное обучение, когнитивные карты Сенсорное (перцептивное) обучение Инсайт Рассудочная деятельность Элементарное мышление Классификация форм научения

Привыкание Привыкание проявляется в форме постепенного угасания реакций организма при повторяемости или длительной экспозиции раздражителя. Этот тип научения называется стимул-зависимым, так как эффект состоит в том, чтобы научиться избирательно не реагировать только на определенный стимул. В процессе эволюции привыкание выступает как универсальный механизм подавления «лишних» реакций на несущественные, стабильные, неинформативные раздражители. Изменение реакции в ходе привыкания к многократному воздействию стимула. Основные параметры привыкания следующие: при повторении стимула наблюдается снижение амплитуды вызываемого им ответа; чем чаще предъявление стимула, тем быстрее и отчетливее декремент; на более слабый стимул декремент более отчетливый, на сильные стимулы привыкание возможно только незначительное; восстановление может быть продолжено при помощи повторной стимуляции даже в том случае, когда декремент выражен достаточно ярко, вплоть до полного уничтожения ответа; привыкание ответа на данный стимул может генерализоваться и показывать привыкание к другим похожим стимулам; при прекращении стимуляции происходит спонтанное восстановление ответа; привыкание происходит быстрее при повторных предъявлениях и восстановлениях; предъявление сильного экстра стимула вызывает растормаживание ответа (восстановление реакции); при повторных использованиях эффективность экстра стимула снижается.

Калифорнийская аплазия. На этом морском моллюске были впервые изучены клеточные механизмы привыкания и сенситизации (работы нобелевского лауреата Э.Кендела).

Обыкновенная (конская) актиния. На таких примитивных животных легко наблюдать привыкание и сенситизацию.

Изменение реакции при сенситизации. Момент нанесения сенситизирующего стимула показан стрелкой (в качестве сенситизирующего стимула можно использовать болевую стимуляцию). Сенситизация это процесс, противоположный привыканию, связанный с повышением чувствительности к воздействующему раздражителю, который приобрел в процессе онтогенеза какое-либо значение для субъекта. Практически у всех животных – от одноклеточных до человека – в ответ на многократное действие одного и того же стимула чувствительность организма к нему может повыситься (сенситизация) или снизится (привыкание). Направление изменения зависит от многих условий, включая внутреннее состояние организма.

Простейшие формы неассоциативного обучения: Исходный уровень реактивности Сниженный уровень реактивности Повышенный уровень реактивности сенситизация отвыкание (дисгабитуация) привыкание (габитуация) десенсизитзация

Как правило, привыкание происходит в случае отсутствия биологически значимых стимулов. Характерный пример – привыкание к новому индифферентному стимулу (угашение ориентировочной реакции). Сенситизация, наоборот, скорее будет происходить в ситуациях, характеризующихся повышенной возбудимостью (например, неудовлетворенная мотивация, или какая-либо травмирующая ситуация).

Рассматриваемые далее импринтинг и подражание формально иногда относят к неассоциативному обучению по той причине, что в отличие от ассоциативного, в них отсутствует подкрепление. На самом деле, это, скорее всего, совершенно самостоятельные формы обучения.

Импринтинг ( от англ. imprinting, оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей). Импринтинг возможен в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим.

Импринтинг: птенцы запоминают мать и следуют за ней

Импринтинг – особая форма обучения, которая позволяет новорожденному запомнить свою мать и в дальнейшем следовать только за ней. Импринтинг хорошо выражен у многих птиц (птенец запоминает первый увиденный движущийся предмет и в дальнейшем следует за ним); у млекопитающих его наличие является спорным. Хотя импринтинг – форма индивидуального обучения, его протекание задано наследственной инстинктивной программой.

Сенситивный (критический) период для формирования импринтинга у цыплят. Относительное число случаев следования, наблюдавшееся у цыплят разного возраста в лабораторных экспериментах с реакцией следования.

Гусята следуют за Конрадом Лоренцом

Лоренц с гусятами

К. Лоренц считал, что от истинного ассоциативного обучения импринтинг отличается следующими четырьмя особенностями: 1) он приурочен к ограниченному периоду жизни, именуемому критическим или чувствительным периодом [=сенситивный период]; 2) импринтинг необратим, то есть, возникнув в критический период, он не уничтожается последующим жизненным опытом и сохраняется на всю жизнь; 3) уникальность импринтинга определяется тем, что он происходит в тот период, когда соответствующее (например, половое) поведение еще не развито. Иными словами, обучение путем импринтирования не требует подкрепления; 4) Лоренц понимал импринтинг как форму супер индивидуального условного рефлекса, при котором запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецифические характеристики жизненно важного объекта.

Прибор, используемый для изучения импринтинга (реакция следования) у птиц (по А. Д. Слониму, 1976). Движения модели утки регулируются с пульта управления внизу. Утенок следует за моделью.

Подражание (имитационное обучение) – сложная и неоднородная форма обучения. С одной стороны, некоторые формы подражания жестко заданы генетически и обеспечивают формирование видоспецифического поведения, например, пение некоторых певчих птиц (птица воспроизводит ту песню, которую слышала сама от родителей, еще будучи птенцом) и др. С другой стороны, животные с высоким уровнем развития поведения и мозга способны с помощью с помощью подражания быстро и эффективно перенимать индивидуальный опыт других особей, полученный ими как в результате ассоциативного, так и когнитивного обучения.

Развитая способность к подражанию является важнейшей предпосылкой к формированию культуры – т.е. форм поведения, передающихся между особями в популяции негенетическим путем. Это свойство «обезьянничать» особенно характерно для приматов, но встречается и у других животных. Описаны многочисленные примеры формирования элементарной культуры у животных в природе (например, технология раскалывания орехов и добывания муравьев и термитов у шимпанзе, купание у японских макаков) и в эксперименте (отмывание зерна и другого корма, размачивание хлеба и др.).

Японские макаки

Шимпанзе обучают своих детенышей раскалывать орехи, те обучаются с помощью подражания. На основе такого подражания формируется «пред культура» - прообраз культуры человека.

Условный рефлекс – индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно-рефлекторным актом. Установка для исследования условных слюнных рефлексов по И.П.Павлову: А внутренняя часть экспериментальной камеры; Б внешняя часть

Временная связь Временная связь - это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений мозга, возникающих в процессе сочетания условного и безусловного раздражителей и формирующих определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями. Раздражитель Сигнальный раздражитель Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих состояний организма. Сигнальный раздражитель (он же индифферентный) - раздражитель, который прежде не вызывал соответствующей реакции, но при определенных условиях образования условного рефлекса, начинающий ее вызывать. Стимул Стимул - воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида (реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. Реакция Реакция - любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

Условия выработки условных рефлексов Условие силы; Условие времени; Условие индифферентности; Условие мозговой активности; Условие сенсорного ограничения; Скорость образования УР зависит от индивидуальных особенностей субъекта, от частоты раздражения, от функционального состояния самой коры и ее участков, от соотношения силы безусловных и условных раздражителей, от окружающей обстановки и происходящих в ней изменений.

Пример классического условного рефлекса

Общие свойства условных рефлексов все условные рефлексы представляют собой одну из форм приспособительных реакций организма к меняющимся условиям среды; условные рефлексы относятся к категории приобретаемых в ходе индивидуальной жизни рефлекторных реакций и отличаются индивидуальной специфичностью; все виды условно-рефлекторной деятельности носят сигнальный предупредительный характер; условно-рефлекторные реакции образуются на базе безусловных рефлексов; без подкрепления условные рефлексы со временем ослабляются и подавляются.

Стадия прегенерализации - кратковременная фаза, которая характеризуется выраженной концентрацией возбуждения и отсутствием условных поведенческих реакций; Стадия генерализации условного возбуждения (можно вызвать условные реакции не только на сам условный стимул, но и на различные другие стимулы, отдаленно сходные с условным); Конечная - стадия специализации (реакция возникает лишь на условный стимул, а все остальные стимулы игнорируются). Стадии образования условного рефлекса:

Схема образования условного рефлексана звук по И.П.Павлову: условного рефлекса на звук по И.П.Павлову: 1 - кортиев орган; 2 - корковое представительство слухового анализатора; 3 - временная связь пищевого условного рефлекса; 4 - представительство пищевого центра в коре; 5 - подкорковая часть пищевого центра.

Образование временной связи по пути «кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну

Отличия условных рефлексов от безусловных Безусловные рефлексы Условные рефлексы Врожденные, отражают видовые особенности организма Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма Относительно постоянны в течение жизни особи Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически Реализуются по функционально- организующимся временным (замыкательным) связям Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра) Для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, то есть имеют предупредительное значение

1. По подкреплению (безусловному стимулу) 2. По условному стимулу 3. По соотношению действия во времени условного и безусловного раздражителей (см. следующие слайды…) Примечание: данная классификация применима не только к классическим, но и к инструментальным условным рефлекса. Классификация классических условных рефлексов

1. По подкреплению 1.1. В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления: - положительные (подкрепляемые), вызывающие соответствующую реакцию организма - отрицательные, или тормозные (неподкрепляемые), которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и ослабляют ее.

1. По подкреплению 1.2. Согласно биологическому значению подкрепления (соответственно классификации безусловных рефлексов П.В.Симонова): - витальные (пищевые, питьевые, оборонительные и пр.) - зоосоциальные (половой, родительский, территориальный и пр.) - саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и пр.)

1. По подкреплению 1.3. По характеру безусловной реакции на подкрепление: - вегетативные: типичная реакция для классических условных рефлексов (изменения в КГР, дыхании, сердцебиении, кровяном давлении и т.п.) - двигательные: иногда встречаются при классических рефлексах (моргание века, отдергивание руки от источника боли и т. п.), но более характерны для инструментальных условных рефлексов.

1. По подкреплению 1.4. По особенностям подкрепления: - первого порядка – если в качестве подкрепления используется безусловный рефлекс - второго порядка, третьего и т.д. – если в качестве подкрепления используется ранее выработанный прочный условный рефлекс

2. По условному стимулу 2.1. По характеру условного раздражения: - натуральные – на естественные признаки безусловного раздражения - искусственные – на искусственные условные сигналы (такие рефлексы вырабатываются медленнее, а в некоторых случаях выработка рефлекса на экологически неадекватный стимул вообще невозможна).

2. По условному стимулу 2.2. По структуре условного сигнала: - на простые раздражители (звонок, метроном, вспышки света и пр.) - на одновременные комплексные раздражители, состоящие из нескольких компонентов, действующих одновременно (например, свет + звук) - на последовательные комплексные раздражители, отдельные компоненты которых действуют последовательно, накладываясь друг на друга - на цепи раздражителей, когда отдельные компоненты сложного раздражителя действуют последовательно, не совпадая друг с другом, а безусловное подкрепление присоединяется к последнему из них

2. По условному стимулу 2.3. По значимым признакам условного раздражителя: - на абсолютные признаки раздражителей (например, реакция на конкретную фигуру) - на относительные признаки раздражителей (например, реакция на фигуру большего размера)

Приобретаемые формы поведения создаются путем научения ПРИВЫКАНИЕ И УСИЛЕНИЕ ИМПРИНТИНГ КЛАССИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

На практике как правило сочетают несколько методов в одном эксперименте – например, вырабатывают у животного условный рефлекс и при этом регистрируют активность нейронов головного мозга или ЭЭГ, или же ставят перед испытуемым какую-либо когнитивную задачу и при этом получают томографическое изображение его мозга.

Метод условных рефлексов ПОЗВОЛЯЕТ: Изучать условные рефлексы в онтогенезе. Изучать условные рефлексы в филогенезе. Экологическое изучение условных рефлексов.

Установка для исследования условных слюнных рефлексов по И.П.Павлову: А внутренняя часть экспериментальной камеры; Б внешняя часть Метод условных рефлексов

Схемы экспериментальных установок для изучения условных пищедобывательных рефлексов у животных разных видов (по Л. Г. Воронину, 1965) Метод условных рефлексов

Инструментальный условный рефлекс Педаль Кормушка

Инсайт (озарение, «ага-реакция») Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать банан

этологические – наблюдение за поведением животных в естественной среде обитания (либо имитируется естественная среда в лабораторных условиях) условнорефлекторные – изучение обучения животного в строго контролируемых воспроизводимых лабораторных условиях, при воздействии очень ограниченного количества повторяющихся стимулов и изоляции от всех остальных внешних воздействий когнитивные – исследуется поведение в сложных искусственно создаваемых ситуациях в лабораторных условиях; методы ориентированы на изучение способности сразу находить выход из новой ситуации Методы изучения ВНД (поведения):

Экспериментальная камера («камера Скиннера») с двумя рычагами, двумя лампочками, верхней подсветкой, электропроводным полом и автоматической кормушкой (TSE Systems) Метод условных рефлексов

8-лучевой радиальный лабиринт (TSE Systems) Метод условных рефлексов

Беговое колесо Метод условных рефлексов

Водный лабиринт, или лабиринт Морриса (слева: до обучения, справа – после обучения) Метод условных рефлексов

Водный лабиринт, или лабиринт Морриса (TSE Systems) : компьютерная система видеорегистрации Метод условных рефлексов

Эксперимент по оперированию эмпирической размерностью фигур (животное должно догадаться, что пища может быть спрятана внутри объемной фигуры, но не внутри плоской)

Использование электрических показателей условно-рефлекторной реактивности: Электроэнцефалография; Электроэнцефалография; Магнитоэнцефалография; Магнитоэнцефалография; Вызванные потенциалы. Вызванные потенциалы.

Электроэнцефалография (ЭЭГ): Метод основан на регистрации электрических потенциалов от кожи головы человека, возникающих как результат электрической активности нейронов мозга, совершенно безвреден, относительно не дорог, дает очень хорошее временное разрешение (порядка миллисекунд), однако не всегда позволяет однозначно связать наблюдаемые явления с анатомическим образованиями мозга. В ЭЭГ суммируется активность множества клеток мозга (нейронов) таким же образом, как в шуме стадиона суммируются крики отдельных болельщиков. Существует также магнитоэнцефалография (МЭГ), основанная на регистрации магнитного поля, возникающего как следствие переменных электрических токов в мозге; череп и кожа головы вносят меньшие искажения в МЭГ, чем ЭЭГ, поэтому МЭГ позволяет более точно локализовать источники активности в мозге.

Электроды для энцефалографии на голове испытуемого Электроэнцефалография

Ритмы ЭЭГ человека α – ритм имеет частоту 8-12 Гц, амплитуду от 50 до 70 мкВ. Он преобладает у 85-95% здоровых людей старше девятилетнего возраста (кроме слепорожденных) в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами и наблюдается преимущественно в затылочных и теменных областях. β - ритм имеет частоту от 14 до 30 Гц и низкую амплитуду – от 25 до 30 мкВ. Он сменяет ά - ритм при сенсорной стимуляции и при эмоциональном возбуждении. β– ритм наиболее выражен в прецентральных и фронтальных областях и отражает высокий уровень функциональной активности головного мозга. θ – ритм имеет частоту от 3,5 до 7,5 Гц, амплитуду до от 5 до 200 мкВ. У бодрствующего человека θ – ритм регистрируется обычно в передних областях мозга при длительном эмоциональном напряжении и почти всегда регистрируется в процессе развития фаз медленноволнового сна. δ – ритм имеет частоту 0,5-3,5 Гц, амплитуду от 20 до 300 мкВ. Стабильно фиксируется во время глубокого медленноволнового сна.

Современный электроэнцефалограф

Энцефалограмма

Магнитоэнцефалогра ф Магнитоэнцефалография - исследовательский метод получения изображения мозга (картирования), для чего используются магнитные, а не электрические поля (как при ЭЭГ). МЭГ определяет направление аномальной электрической активности мозга.

Металлический микроэлектрод в зрительной коре обезьяны. Метод регистрации импульсной активности нервных клеток

Вызванные потенциалы (ВП) – это колебания потенциала ЭЭГ, возникающие в ответ на сенсорные стимулы. Поскольку на одиночных записях ВП обычно слабо выделяются на фоне спонтанных колебаний ЭЭГ, их выделяют методом синхронного (когерентного) усреднения нескольких десятков записей ЭЭГ. Метод вызванных потенциалов

Методические приемы применяемы одновременно с изучением условно- рефлекторной деятельности Фармакологические воздействия на условные рефлексы. Создание экспериментальной патологии условно- рефлекторной деятельности. Моделирование процессов условно- рефлекторной деятельности. Сопоставление психологических и физиологических проявлений процессов высшей нервной деятельности.

Основные характеристики условного рефлекса (по И.П.Павлову) 1) Приобретаемость условных рефлексов (врожденность безусловных рефлексов) 2) Индивидуальность условного рефлекса (видовой характер безусловного рефлекса) 3) Изменчивость и возможность отмены (торможения) условного рефлекса 4) Сигнальный характер и принцип опережающего отражения в условном рефлексе

Классификация условных рефлексов По происхождению - натуральные и искусственные По характеру безусловного подкрепления - пищевые, оборонительные, половые, исследовательские По характеру условного сигнала - световые, звуковые, тактильные, обонятельные, температурные и др. По характеру рецепторов - экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные По соотношению раздражителей во времени - совпадающие, отставленные По степени сложности - 1, 2, порядка

Условия выработки условных рефлексов Условие времени - предварительность или одновременность действия условного и безусловного раздражителей Условие силы - безусловный раздражитель должен быть сильнее (жизненно значимее) условного Условие индифферентности - условный сигнал должен быть индифферентным Условие сенсорного ограничения - отсутствие посторонних раздражителей Условие мозговой активности - деятельное состояние центральной нервной системы

Механизм замыкания временной связи Теория двух корковых очагов И.П.Павлова - проторение пути Теория корково-подкорковых связей Теория конвергенции на 1 нейроне П.К.Анохина

Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову

Образование временной связи по пути «кора-подкорка-кора» по Э.А. Асратяну

Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину

Внешнее торможение условного рефлекса

Угасательное торможение звонокпища звонок

Запаздывающее торможение звонокпища звонок

Дифференцировочное торможение М гц пища М - 50 гц

Сигнальное торможение звонокпища М-50 гц боль М-50 гц Свет звонок пища

Некоторые сложные виды условных рефлексов (как классических, так и инструментальных)

Цепной условный рефлекс – набор из нескольких условнорефлекторных реакций, выполняемых последовательно в заданном порядке. Для его выработки можно применить цепной комплексный стимул, давая свое подкрепление к каждому стимулу (всегда в одном и том же порядке). Можно также наращивать цепной условный рефлекс, вклинивая новые элементы в уже существующую цепь реакций. Можно объединять отдельные рефлексы в цепь. В дальнейшем по мере автоматизации вся цепочка реакций будет выполняться автоматически на самый первый элемент цепного раздражителя.

Условный рефлекс на обстановку (обстановочный рефлекс) – условный рефлекс, в котором в качестве условного стимула выступает обстановка (внешний вид помещения, его запах, освещение и т.п.). Обстановка по сути представляет собой многокомпонентный комплексный условный стимул.

Условный рефлекс на время – условный рефлекс, в котором в качестве условного стимула выступает время (точнее, внутренний отсчет времени). Можно выработать условные рефлексы на временные интервалы (например, если давать подкрепление каждые 30 секунд), а также на время суток (если давать подкрепление каждый день в одно и то же время). В обоих случая условная реакция будет проявляться при наступлении соответствующего времени даже в отсутствии иных условных стимулов.

Условнорефлекторная настройка – формирование состояния готовности к условнорефлекторной деятельности в ответ на общую обстановку и/или на конкретные условные раздражители.

Условнорефлекторное переключение (описано Э.А.Асратяном) – возникновение двух или большего числа разных условных реакций в ответ на один и тот же условный раздражитель. Переключателем может выступать обстановка опыта, время суток, какой-либо специальный переключающий сигнал, введенный экспериментатором, либо просто характер последнего подкрепления.

Ассоциации индифферентных раздражителей без подкрепления – чтобы их исследовать, можно сначала сочетать стимулы А и Б без подкрепления, потом выработать условный рефлекс на А. Если затем протестировать отдельно стимул Б, то окажется, что он тоже может вызывать ту же реакцию, которая была выработана на стимул А.

Аналитико-синтетическая способность корковых нейронов Анализ Анализ – это дифференцировка, т.е. различение сигналов. Синтез Синтез – это объединение сигналов и формирование целостного восприятия их группы. Образование любого положительного условного рефлекса является результатом синтетической деятельности нейронов. Динамический стереотип Динамический стереотип (греч. dynamikos сильный, подвижный + stereos твёрдый + typos отпечаток) - понятие в 1932 г. ввёл великий русский физиолог Иван Петрович Павлов ( ). – это цепь условно-рефлекторных реакций на последовательное воздействие ряда условных и безусловных раздражителей, повторяемых в строго определённой последовательности. После его закрепления, окончание одного рефлекса запускает следующий и т.д.

Литература Основная: 1. Нормальная физиология: учебник / ред. В.М. Покровский М.: ГЭОТАР-Медиа, Лекции по физиологии: / Ю.И. Савченков. Т.1-2, Красноярск: Литтерра – принт, 2009 Дополнительная: 1. Савченков Ю.И., Пац Ю.С. Стоматологическая физиология: учебное пособие. Ростов на/Д.: Феникс, 2007 Электоронные ресурсы: Современный курс классической физиологии (электронный ресурс) /ред. Ю.Н. Наточин.

Благодарю за внимание!