Презентацию выполнила ученица 11 «А» класса Максимук Елизавета
Русский поэт, прозаик, драматург, художник, чье творчество удачно сочетало в себе гражданские, философские и личные мотивы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Выделение новой культурно-исторической эпохи : новая (пост декабристская) общественная ситуация отказ от политической активности, и новый тип личности, скептическая и рефлектирующая, новые требования к искусству обращение к внутреннему миру человека. Это новая послепушкинская эпоха развития литературы, развития прозы, требующая новых выразительных средств. Лермонтов оказался в средоточии поисков и в прозе, где он явился создателем первого русского психологического и философского романа, и в поэзии, в которой он нашел способы изображения сложного и трагического мира современного человека.
Кавказ Тарханы (Пензенская губ.) Усадьба Середниково (Москва)
+ Предки писателя – Лермонты и Байроны Одарен от природы: играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку, рисовал, писал стихи Имел замечательную бабушку, обожавшую его Общался с крестьянскими мальчиками Гувернеры-французы Учился в благородном пансионе Обладал необыкновенной силой (спокойно завязывал шпагу ) Постоянно тренировался Знал толк в русском кулачном бое, но из- за дворянского звания не мог участвовать в турнирах Фехтовал, катался на коньках, увлекался верховой ездой Учился в Московском университете Поэт другой эпохи (трудного времени) Всего 26 лет жизни Омрачено начало жизненного пути (слова акушерки) Сирота («Я сын страдания») Единственный наследник, но не богат Не было друзей Плох здоровьем Не испытал взаимной любви Исключен из Московского университета Совершил ошибку, поступив в Школу гвардейский прапорщиков Ссылка на Кавказ Роковая дуэль После дуэли с Барантом жить ему оставалось 4 года -
На этот вопрос каждый для себя должен ответить сам, но для более ясного представления сейчас мы можем провести сравнение творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова и мнения современников о них
Вся жизнь поэта – цепь противоречий: С одной стороны, молодой и талантливый писатель, а с другой, - человек, которому было свойственно мрачное неприятие современной ему жизни С одной стороны, чуткая душа, а с другой, -жестокая семейная драма Елизавета Алексеевна Арсеньева ( ) бабушка
Все свойства натуры и судьбы отразились в его творчестве. Во многих стихотворениях тема одиночества является сквозной. Это и «Парус», и «Смерть поэта», и «Узник», и «И скучно, и грустно…». Но наиболее ярко, по моему мнению, тема одиночества прослеживается в стихотворении «Листок».
Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря. У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы. И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношу с я давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных. "На что мне тебя? - отвечает младая чинара, - Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара. Ты много видал - да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море".
Вслушаемся в самое начало стиха – оно звучит как музыка, печальная и щемящая; мелодия усиливается аллитерацией (звук «т»): « Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый». В стихе использован трехсложный амфибрахий. Самый упорядоченный, по моему мнению, стихотворный размер. Особую мягкость всех строк придают женские окончания (родимой, гонимый, зноя и горя, Черного моря)
Первая строфа – одно предложение, в котором сконцентрирована целая жизнь листка (ключевые слова: листок, ветка, степь, буря, море). Движение здесь резкое, быстрое, иссушающее. Большую роль играют эпитеты – «родимое» вызывает чувство боли, «жестокое» - чувство страха Становится ясно, что образ листка ассоциируется с трагической судьбой поэта
Вторая строфа переносит в другое пространство – где море, простор, прекрасная чинара, райские птицы. Особое очарование придает здесь прием параллелизма: У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы. Но найдет ли здесь листок покой?
В третий строфе еще ярче проявляется судьба лирического героя (ключевые слова: глаг. – прижался, молит; прил. – бедный, несчастный, измученный) Начинается поэтическое обращение листка к чинаре и продолжается в четвертой строфе: И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой Он пришелец, знает много рассказов, хочет найти себе слушателей.
Но пятая строфа начинается с равнодушного ответа- риторического вопроса: «На что мне тебя?» В этой строфе резко противопоставлены местоимения: ты, тебя, твои – мне, мои, мой. Большую роль играет патетическое обращение: «…о странник !...», подчеркивающее высокомерие чинары, которая раскинула ветки «по-хозяйски». Здесь можно подразумевать весь окружающий современный поэту мир, все его общество.
Также большую роль играет эпитет «холодное море». Стихотворение завершается образом холодного моря. Так завершается и тема одиночества. Образ оторванного листка, гонимого бурей напоминает читателю судьбу самого Лермонтова – и шире: судьбу политического изгнанника в царской России.
Какие бы еще великие произведения мог написать Лермонтов, не будь он такой пылкой и упрямой натурой? Как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы не та роковая дуэль? Эти вопросы, я думаю, задает каждый почитатель творчества Лермонтова, который уже жил, сейчас живет и тот, который будет жить в будущем. Современного читателя, как и меня, привлекает в Лермонтове и его творчестве его мятежная натура, внутренняя сила, заставляющая влюбиться и навсегда полюбить красоту стихов поэта.