Босния и Герцеговина Одна из моделей работы с детьми с особыми образовательными потребностями (школьные группы поддержки) Докладчики: Саня Кабил сотрудник ЮНИСЕФ по вопросам образования; Анка Изетбегович, исполнительный директор Ассоциации "Дуга"; Севдия Куйович, директор Ассоциации Жизнь с синдромом Дауна
Вводная информация Предприняв шаги в направлении европейской интеграции, Босния и Герцеговина ввела ряд законов и стратегий, предоставляющих всем детям право на качественное образование и равные возможности, при этом под "всеми имеются в виду не только дети с особыми потребностями, но и другие маргинализированные группы, такие как цыганские дети, беженцы, вернувшиеся в свои дома, дети, оставшиеся без попечения родителей и т.д.
Вводная информация Рамочный закон о начальном и среднем образовании в Боснии и Герцеговине (2003 год); Законы административно-территориальных единиц/ кантонов/округа Брчко о начальном образовании; Книги правил об образовании детей с особыми потребностями; Педагогические стандарты и нормы в области начального образования; План действий в отношении детей с особыми потребностями.
Изложение проблемы Осуществление законов и стратегий идет медленно. Отсутствуют общие стандарты и подзаконные акты (что приводит к применению различных практических мер в области инклюзивного образования). Имеющиеся ресурсы недостаточны или не соответствуют потребностям многих детей. Система не в полной мере способна эффективно реагировать на конкретные образовательные потребности маргинализированных детей.
Анализ ситуации 2008 год: Доклад об оценке практических мер в области инклюзивного образования Изучить расхождения между политикой в области образования, поощряющей инклюзивное образование, и существующей практикой.
Анализ ситуации В докладе определены четыре области надлежащих практических мер в области инклюзивного образования в Боснии и Герцеговине: 1. Формирование передвижных групп, состоящих из специальных экспертов, таких как специальные педагоги (дефектологи), психологи, социальные работники и т.д., (которые формируются МО); 2. Применение труда специалистов (таких как логопед и специальный педагог (дефектологи)) и помощников учителей в школах; 3. Непрерывное повышение квалификации преподавателей (МО / педагогические институты, неправительственные организации); 4. Предоставление книг, транспорта и прочее материальное обеспечение школ.
Анализ ситуации Такие практические меры в области инклюзивного образования применяются не всеми министерствами образования (14 МО на 3,7 млн. населения), но дают обобщенное представление о ситуации в стране в целом. Пример надлежащей практики в области инклюзивного образования, которая будет представлена в деталях – Применение труда специалистов (таких как логопед и специальный педагог (дефектологи)) и помощников преподавателей в школах.
Модель надлежащей практики Школьная группа экспертов Первые школьные группы экспертов были сформированы в 2001/2002 учебном году Обычная структура школьной группы экспертов включает учителя, школьного педагога, психолога, специального педагога (дефектолога), логопеда, помощника учителя, родителя (родителей); Школьные группы экспертов есть не во всех школах страны;
Модель надлежащей практики Школьные группы экспертов Школьная группа экспертов оказывает поддержку детям, родителям и учителям в одной или нескольких школах в рамках одной общины Основные задачи: выявление детей с особыми потребностями в школе, наблюдение / анализ состояния ребенка (непрерывный), разработка индивидуальных стратегий преподавания и обучения.
Модель надлежащей практики Школьные группы экспертов Поддержка детей включает в себя: Образование и реабилитацию (логопедию, развитие двигательных навыков и т.д.) Поддержку со стороны сверстников
Модель надлежащей практики Школьные группы экспертов Поддержка родителей включает в себя: Ознакомление родителей с конкретными потребностями ребенка и его статусом, Обеспечение руководящих указаний и советов о том, как работать с ребенком дома, Предоставление консультаций и информации о том, как связаться с другими родителями или ассоциациями родителей, и т.д.
Модель надлежащей практики Школьные группы экспертов Поддержка учителей включает в себя: Ознакомление учителя с характерными особенностями и специфическими потребностями ребенка, Рекомендации относительно методик преподавания и учебной литературы, Поддержку в разработке индивидуального учебного плана, Предоставление советов и поддержки в отношении адаптации программ
Модель надлежащей практики Школьные группы экспертов По состоянию на 2010 год в кантоне Сараево в состав школьной группы экспертов входили помощники учителей Роль помощника: Непосредственная работа с детьми в классе или работа с группой детей из разных классов
Модель надлежащей практики Школьные группы экспертов Подготовка материалов Проведение регулярных встреч с родителями Оказание поддержки в учебном процессе Оказание поддержки другим членов школьной группы экспертов
Преимущества школьных групп экспертов Школьные группы экспертов работают в окружении ребенка. Группа приходит к детям, а не наоборот. Повышается качество учебного процесса. Улучшается социальное взаимодействие между сверстниками. Улучшается сотрудничество между основными участниками внутри общины (родителями, учителями, детьми, гражданским обществом и местными органами власти).
Преимущества школьных групп экспертов Улучшается сотрудничество с социальным сектором и сектором здравоохранения. Члены группы экспертов становятся лидерами в создании инклюзивной культуры в школе и в общине. В некоторых случаях члены группы экспертов становятся новаторами и создателями новых инклюзивных стратегий в области преподавания и обучения. Повышается социальная сплоченность.
Преимущества школьных групп экспертов Повышается мотивация детей к учебе и достижениям. Повышается самоуважение и самостоятельность детей. Улучшаются социальные и коммуникативные навыки детей Улучшается успеваемость Учебный процесс стал более результативным и время проводится эффективно Повысилось качество школьных услуг
Основные проблемы Отсутствие консенсуса по инклюзивному образованию Различия в толковании закона Различия в политике в отношении инклюзивного образования (касается также действий гражданского общества) Отсутствие общих стандартов
Заключение Продвижение инклюзии в школах на всей территории Боснии и Герцеговины содействует социальной интеграции маргинализированных групп в целом. Это требует принятия мер на уровне общины, а также на уровне соответствующих органов государственного управления. Квалификация сотрудников школы и их отношение к образованию детей с особыми потребностями являются решающими факторами, способствующими развитию инклюзивных школ.
Заключение Участие детей, родителей и общины в развитии школы признается ассоциациями детей и родителей, однако их полномочия в области принятия решений крайне ограничены и нуждаются в усилении.
Заключение Мы должны осознать, что мы все являемся частью процесса инклюзии. Даже автобус, который возит ребенка в школу и обратно, является частью процесса инклюзии. Мы все являемся его частью, а не только школьный педагог и учитель. (Координатор Министерства образования)
Спасибо !