Вопрос 3 повестки: Новое в стандартизации высшего образования: особенности ФГОС 3+ и переход на ФГОС 4. Модернизация основных образовательных программ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Advertisements

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Внедрение ФГОС 3+ Собрание деканов и зам. деканов по учебной работе 25 декабря 2014 года Харитонова О.В., начальник отдела образовательных стандартов и.
Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры ФГБОУ ВПО «СамГТУ»
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС 3+
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
1 О развитии стандартизации высшего образования О.П. Мелехова д.б.н., зам. председателя УМС по биологии УМО по классическому университетскому образованию,
Нормативное обоснование образовательных программ.
1. О разработке образовательных программ высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (Шабанов Г.А.). 2. Об организации работы по подготовке.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
О ЗАДАЧАХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ СОБОЛЕВ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ.
23 октября 23 октября Основные положения концепции разработки ФГОС 4 А.А. Шехонин, зам. пред. Совета УМО Санкт-Петербург, 2014.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Транксрипт:

Вопрос 3 повестки: Новое в стандартизации высшего образования: особенности ФГОС 3+ и переход на ФГОС 4. Модернизация основных образовательных программ Научно-методический совет ИГХТУ, 8 декабря 2014 г. Докладчик: М.Ф. Бутман Завтра ветер переменится, Завтра, прошлому взамен, Он придёт, он будет добрый, ласковый, Ветер перемен Наум Олев

1. Среднее профессиональное образование подготовка квалифицированных рабочих подготовка специалистов среднего звена 2. Высшее образование - бакалавриат 3. Высшее образование – специалитет, магистратура 4. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура (адъюнктура) ординатура ассистентура – стажировка Изменения в структуре системы профессионального образования: уровни профобразования (ст. 11 п. 4., Гл. 8 ) Начальное профессиональное образование

Минобрнауки сообщает, что вузы должны были привести в соответствие с требованиями закона об образовании документы, регламентирующие образовательный процесс. В частности, вуз должен был предусмотреть условия, обеспечивающие возможность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Также вузы по своему усмотрению могут включить в образовательный процесс сетевую форму обучения, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, базовые кафедры. Одновременно сообщается, что приведенные в соответствие с законом об образовании федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) в настоящее время проходят процедуру утверждения и государственной регистрации. В актуализированные ФГОС ВО не вносилось изменений, которые повлекли бы за собой существенную переработку основных образовательных программ, особенно в части общекультурных (универсальных) компетенций. Вместе с тем, актуализированные ФГОС предоставляют большую свободу в части содержания образовательных программ и технологий. Приведена таблица соответствия действующих ФГОС ВО и актуализированных. Письмо зам.министра МОН РФ А.А. Климова образовательным организациям высшего образования «О федеральных государственных образовательных стандартах» от (обзор документа)

Цель новой редакции ФГОС : Установление соответствия нормативам «Закона об образовании в Российской Федерации» ( 273-ФЗ), вступившего в силу с г.

Приведение ФГОС высшего образования в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Установлен новые коды направлений подготовки в соответствии с Перечнем и соответствие старых и новых перечней Заложено в стандартах разделение программ на практико ориентированные (прикладной бакалавриат) и академические (академический бакалавриат) ФГОС устанавливают сроки и формы получения образования (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и формы обучения (часть 5 статьи 17 Федерального закона) Обеспечена свобода вуза в выборе образовательной технологии (часть 3 статьи 13 Федерального закона) Во ФГОС включены требования по обеспечению условий для обучения инвалидов Во ФГОС установлены пределы применения электронного обучения и ДОТ Во ФГОС установлены возможность применения сетевого обучения, обучения на базовых кафедрах

Редакционные изменения (преемственность ФГОС 3+) Уточнены формулировки компетенций. Введены УК «Наборы» компетенций «привязаны» к установленным во ФГОС видам профессиональной деятельности Исключены формулировки, позволяющие двоякое толкование: «…готовится в основном к одному виду профессиональной деятельности». Сейчас выбирается один или более видов проф. деятельности. Исключены формулировки, позволяющие двоякое толкование: «…готовится в основном к одному виду профессиональной деятельности». Сейчас выбирается один или более видов проф. деятельности. Исключён раздел 8. Исключено требование к площадям Уточнены требования к проводимым практикам (виды практик, способы проведения) Пересчитана трудоемкость программы. Исключена дробность зачетных единиц Установлена единая трудоёмкость для ГИА (6 -9 ЗЕ)

Нерешенная проблема Перспективное состояние Отсутствие профессиональных стандартов (ПС описывают необходимую квалификацию работников) Приведение ФГОС в соответствие с ПС Дублируемость, избыточность ФГОС Разработка «рамочных» ФГОС на УГСН Неизмеримость, нечеткость компетенций Применение единого подхода к формулированию компетенций Применение количественных характеристик в требованиях к условиям реализации ФГОС Описание требований к качеству условий Отсутствие преемственности ФГОС уровней образования Формирование преемственного Перечня и ФГОС Отсутствие единых требований к ФГОС Разработка единых подходов к ФГОС на основе международных стандартов

Переход на ФГОС-4 ФГОС 3+ Направление подготовки 621 ОК – для каждого направления ОПК – для каждого направления ПК(при наличии) – для каждого направления Объекты Задачи квалификация ФГОС 4 УГСН Около 57 Единые УК – для каждого уровня ОПК – для каждой УГСН ПК – в ПООП Объекты Задачи ПД ПСПД бакалавр магистр квалификация Бакалавр химии Магистр химии

Основа классификации: общность предметного ядра содержания, сходные условия реализации

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2013 г. ____ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ Направление подготовки НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО Квалификации: Академический бакалавр Прикладной бакалавр УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2014 г. ____ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ Направление подготовки НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО ФГОС ВПО ФГОС ВО Указана квалификация, соответствующая уровню высшего образования «бакалавр», «магистр», «специалист». Квалификация не указана

ФГОС ВПО ФГОС ВО Раздел 1. Область применения – изменения не вносились Раздел 2. Используемые сокращения

ФГОС ВПО ФГОС ВО Раздел 3. Характеристика направления подготовки Таблица 1 с указанием нормативного срока, квалификации (степени) выпускников, трудоемкости (в зачетных единицах), форм и сроков получения образования. Таблица 1 исключена; Текстом указаны формы обучения, объем программы, сроки получения образования в очной и иных формах обучения, сроки и объем программы при обучении по индивидуальному учебному плану; предусмотрено использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, возможность реализации сетевой формы обучения; указан язык обучения. Наименование Квалификация (степень)Нормативный Трудоемкость ООПсоответствии с принятой классификацией ООП наименование срок освоения ООП, включая последипломный отпуск (в зачетных единицах) бакалавриата 62 бакалавр 4 года 240

Раздел 5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы Общекультурные компетенции заданы для каждого направления. Общекультурные компетенции: единый перечень на уровень высшего образования (разработчики – экспертные советы); Профессиональные компетенции Общепрофессиональные – единые по направлению подготовки (разработчики – УМО по направлениям) Профессиональные – по видам деятельности и профилям (направленности) подготовки (разработчики – вузы совместно с работодателями) ФГОС ВПО ФГОС ВО Раздел 4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников Изменения не вносились.

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); - способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); -способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6); - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Раздел 6. Требования к структуре программы Таблица 2 по структуре ООП с указанием учебных циклов и проектируемых результатов их освоения, трудоемкости учебных циклов, закрепленного перечня дисциплин для разработки ПООП и кодов формирования компетенций. Таблица 2 исключена; введена таблица по структуре ООП с указанием наименований учебных блоков и объема программы в зачетных единицах; сохранены соответствующие базовая и вариативная части; дана ссылка на то, что программа завершается присвоением квалификации, которая указывается в соответствие с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования; набор дисциплин (модулей) образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО, с учетом соответствующей ПООП. Вставлен Блок 2 «Практики», включающий описание типов практик. ФГОС ВПО ФГОС ВО

ФГОС ВПО по-разному определяет объемы преддипломной практики и государственной итоговой аттестации; в разных ФГОС преддипломная практика включается либо в раздел «практики», либо в раздел «государственная итоговая аттестация». В ФГОС ВО преддипломная практика включена в раздел «практики», установлена единая трудоемкость государственной итоговой аттестации – 6-9 з.е. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и практики, определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Отличие программ академического бакалавриата от программ прикладного бакалавриата заключается в разных объемах практик. ФГОС ВПО ФГОС ВО

Структура ООП во ФГОС ВПО (до 2013 г.) Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) Примерный перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций

Структура ООП бакалавра ФГОС ВО 2013 г. ФГОС – 3 Магистратура практико-ориентированная (технологическая или инженерная) академическая ВВЕДЕНО ВО ВСЕ ФГОС 3+

Базовая часть ООП включает обязательные для освоения дисциплины и практики по направлению Вариативная часть формируется образовательной организацией и другими участниками образовательных отношений Образовательная организация вправе выбрать направленность (профиль) образовательной программы. Четко разграничены и определены понятия «компетенции» как результата полного освоения образовательной программы выпускником и «результаты обучения»: знания, умения и навыки (ЗУНы), которыми владеет обучающийся в результате освоения отдельных дисциплин (модулей) и необходимые для формирования определенных компетенций, т.е. ЗУНы – составная часть компетенций; Приказ 1367 от «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

Полностью прописан раздел 7 «Требования к условиям реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры», содержащий общесистемные требования к реализации программ разных уровней. Расписаны требования к научно-педагогическим работникам, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы. Подробно представлены требования к электронной информационно-образовательной среде организации. В частности, каждый обучающийся в течение всего обучения обеспечивается неограниченным доступом к электронно- библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Раздел 8. «Оценка качества освоения ООП» в ФГОС ВО исключен. ФГОС ВПО ФГОС ВО

Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, статья 12 П.7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением…) разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ПООП). П.9 ПООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС П.10. ПООП включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой… Примерные основные образовательные программы (ПООП)

Методическая база разработки ООП на основе «рамочных» ФГОС 3+ (и ФГОС 4) Включение инструкций по согласованию требований ФГОС к результатам освоения ООП (компетенциям) и требований ООП к результатам освоения дисциплин (ЗУНы) Учет профессиональных стандартов (согласование компетенций и ЗУНов с трудовыми функциями) Алгоритм построения модульной структуры учебного плана ООП Примеры оценочных средств и рекомендуемых образовательных технологий Включение основных требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса для расчета нормативов финансирования. Цели создания ПООП:

примерный учебный план и график примерные программы учебных дисциплин (модулей) и практик рекомендуемые объем и содержание образования (по уровням); установлено, что аудиторная работа включает не только лекционные и практические виды занятий, но и самостоятельную работу студентов во взаимодействии с преподавателем планируемые результаты освоения образовательной программы (перечень компетенций, включая профессиональные и профильные) методические материалы и организационно-педагогические условия принципы формирования оценочных средств для всех видов аттестации планируемые результаты по каждому модулю (дисциплине) – овладение ЗУНами по завершении освоения модуля, а также формирование компетенций по завершении освоения образовательной программы в целом примерные условия образовательной деятельности (включая примерные расчеты нормативных затрат) ПООП включает:

Требования к финансовым условиям реализации ООП Приказ 638 от г.) Финансирование реализации программ бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования. Формирование базовых нормативных затрат производится по стоимостным группам направлений подготовки, включая оплату труда ППС, материальные запасы, сложное лабораторное оборудование, учебную литературу, транспорт, практики, повышение квалификации ППС, общехозяйственные траты и пр. При определении стоимости обучения по каждой УГСН имеются поправочные коэффициенты.

Оценка качества освоения образовательных программ Ответственность за обеспечение качества подготовки обучающихся и получение требуемых результатов освоения программы несет образовательная организация. Признание качества программ всех уровней и их соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) устанавливается процедурой государственной и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Система профессионально-общественной аккредитации формируется в согласовании с европейскими критериями оценки образовательных программ: Самообследование вуза с участием работодателей Наличие стратегии и процедур обеспечения качества образования в соответствии с миссией и целями вуза Утверждение, контроль и периодический пересмотр ООП и квалификаций выпускников Поэтапная оценка достижений студентов Гарантии качества ППС, поддержка развития и роста Учебные ресурсы и поддержка студентов Информационное обеспечение Информирование общественности (открытость)

п.13 п.13 ОП представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде: -общей характеристики образовательной программы, -учебного плана, -календарного учебного графика, -рабочих программ дисциплин (модулей), -программ практик, -оценочных средств, -методических материалов, -иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации. Доработка ООП (согласно Приказу 1367 от «Об утверждении порядка организации и осуществления образова-тельной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» )

п.14. В образовательной программе определяются: планируемые результаты освоения ОП - компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) ОП (в случае установления таких компетенций); планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения ОП.

п.18. «Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя: наименование дисциплины (модуля); перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения ООП; указание места дисциплины (модуля) в структуре ООП; объем дисциплины (модуля) в зач.ед. с указанием количества акад. или астрон. час., выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебн. занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества акад. или астрон. часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самост. работы обучающихся по дисциплине (модулю);

-фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю); -перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля); -перечень ресурсов информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля); -методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю). Организация может включить в состав рабочей программы дисциплины (модуля) также иные сведения и (или) материалы

п.19. «Программа практики» включает в себя: указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места практики в структуре ОП; указание объёма практики в зач.ед. и ее продолжительности в неделях либо в акад. или астрон. часах; содержание практики; указание форм отчётности по практике; фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики. Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.

перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики. Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы

п.20. Оценочные средства должны быть представлены в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для государственной итоговой аттестации. п.21. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав РП дисциплины (модуля) или практики, включает: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ООП (матрица, паспорта и программа формирования компетенций); описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки ЗУН и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОП; методические материалы, определяющие процедуры оценивания ЗУН и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.

п.22. Фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации включает в себя: перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения ООП; описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения ООП; методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения ООП. Из оценочных средств должен выявляться уровень преподавания

п.23. Организация разрабатывает ООП в форме комплекта документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Каждый компонент образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов. Порядок разработки и утверждения ООП устанавливается организацией. Информация об ООП размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет».

п.24. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации ООП осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

п.25 При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. При реализации образовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

п.26. Образовательные программы реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.