Вариативные модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей в условиях межведомственного взаимодействия Золотарева Ангелина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования Ярославской области
Дополнительное образование детей как сфера профессиональной деятельности педагога Особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлены: особенностями целей, принципов, функций, форм организации дополнительного образования детей; особенностями спектра должностей и трудовых функций педагога; особенностями организации дополнительного образования в образовательных учреждениях разных ведомств, типов, форм собственности; современными направлениями развития дополнительного образования в РФ
Статистика и проблемы кадрового обеспечения деятельности в сфере ДОД численный состав педагогов сферы дополнительного образования детей в период с 2006 по 2012 г.г уменьшился на 12,8%. чуть более 50% педагогических и руководящих работников имеют высшее профессиональное (профессионально-педагогическое) образованием, около 20% - среднее профессиональное образование, около 30% педагогов не имеют педагогического образования. «Старение» педагогических кадров сферы ДОД Большая доля совместителей и др.
Результаты изучения заказа рынка труда на кадры ДОД 13,2% всех запросов на педагогические кадры относится к потребности в педагогах, реализующих программы дополнительного образования, что указывает на достаточную востребованность данной сферы на рынке труда; 5,1 % относится к вакансиям педагогов дополнительного образования, 3,6 % - методистов, 1,8 % - педагогов- организаторов, 2,7 % - социальных педагогов; предложений от соискателей на работу в сфере дополнительного образования детей намного меньше потребности в них - всего 1% от предложений педагогов
Профессиональные дефициты, которые необходимо учитывать при подготовке кадров сферы ДОД: нечёткость представлений о целях и результатах деятельности, неумение ставить профессиональные задачи в связи с изменившимися требованиями к качеству образования детей,; низкий уровень мотивации на решение профессиональных задач на высоком уровне качества; слабая информированность о сущности современных образовательных технологий, отсутствие гибкости и мобильности в содержании и технологиях деятельности при изменившихся условиях; бессистемность в организации собственной деятельности; слабое владение приёмами самоанализа, саморегулирования и оценки своей профессиональной деятельности; недостаточность опыта разработки рабочих программ; перенос методики проведения традиционного урока на учебное занятие и др.
Межведомственные особенности и проблемы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей разработка единых требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта; формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей; организация взаимодействия учреждений ДОД с учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования; расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования; разработка и реализация системы комплексной оценки результативности и достижений педагогов дополнительного образования; Разработка и реализация межведомственной интегративной модели взаимодействия между учреждениями образования, культуры, спорта, науки и др.
Нормативно-правовые основы процесса подготовки кадров для сферы ДОД Государственный заказ на подготовку кадров ДОД; ФГОС ВПО подготовки педагогических кадров; Профессиональный стандарт педагога ДОД; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г, 1726-р).
Вариативные модели подготовки кадров для сферы ДОД Вариативная модель подготовки академического бакалавра по одному профилю для сферы ДОД (педагог-организатор). Вариативная модель подготовки академического бакалавра по двум профилям для сферы ДОД (педагог дополнительного образования и учитель-предметник). Вариативная модель подготовки магистра для сферы ДОД (методист). Вариативная модель переподготовки педагогических кадров ДОД. Вариативная модель повышения квалификации педагогических кадров ДОД.
Модули профессионального блока формирования компетенций педагога ДОД 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы дополнительного образования 2.Организационно-педагогические основы дополнительного образования детей 3. Современные технологии дополнительного образования детей 4.Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в системе дополнительного образования 5. Дети с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании 6.Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования 7. Основы интеграции и сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования 8.Учебно-методическое и документационное обеспечение дополнительного образования детей
Концепция и учебные пособия подготовки кадров для сферы ДОД
Механизмы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей Модульный подход к организации подготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей; Индивидуализация обучения кадров сферы дополнительного образования детей; Сетевые формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей; Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования; Организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик ДОД и др.
Как совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов для сферы дополнительного образования детей?