Кисляков Алексей Вячеславович, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент Актуальные направления и формы повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей
2 Концепция развития дополнительного образования детей Обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей Вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ
3 Рост информационной открытости системы образования; Развитие внешней оценки системы образования; Перспективные тренды развития образования
4 партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи исследование общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ участие общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования независимая оценка качества реализации дополнительных общеобразовательных программ ориентация на достижение метапредметных и личностных результатов в образовании Действие новых норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
5 Модернизация педагогического образования (от оценки и критики практики к мерам по ее развитию); Стандартизация и технологизация образования: новые образовательные стандарты - ФГОС общего образования, обновление ФГОС СПО и ВПО), Новые требования к дополнительному профессиональному образованию: изменение требований к результатам обучения, структуре содержания и условиям образовательных программ (компетенции, личностное развитие, акцент на интерактивных способах и средах изучения предметов; технологизация образовательного процесса с расширением сферы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевых форм обучения; Перспективные тренды развития образования
6 партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи исследование общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ участие общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования независимая оценка качества реализации дополнительных общеобразовательных программ ориентация на достижение метапредметных и личностных результатов в образовании Действие новых норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
7 Нормативное правовое обеспечение образовательной деятельности в условиях нового законодательства в сфере образования; Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: особенности разработки и апробации; Современные образовательные и андрагогические технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологии, в том числе дистанционных и электронного обучения; Механизмы независимой оценки качества образования, профессионально-общественной экспертизы качества образовательных программ и общественной оценки образовательных организаций; Актуальные направления переподготовки и повышения квалификации
8 Современные формы управления образовательным процессом. Проектный подход к управлению качеством образования; Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования; Достижение современного качества дополнительного образования на основе использования механизмов сетевого взаимодействия и государственно-общественного управления; Современной практики развития содержания и форм организации дополнительного образования для разных категорий детей Актуальные направления переподготовки и повышения квалификации
Опросы практических работников образования (выборка – НПК, лет) Опросы практических работников образования показывают, что они не удовлетворены: отсутствием свободы выбора содержания, времени, места и организационных форм повышения своей квалификации; качеством мероприятий, направленных на профессиональное развитие; дискретным характером мероприятий системы повышения квалификации; устаревшими формами повышения квалификации в системе ДПО; низким уровнем ИКТ-компетентности преподавателей дополнительного профессионального педагогического образования; 9
Опросы практических работников образования показывают, что они не удовлетворены: отсутствием реальных механизмов конструирования и осуществления персонифицированных маршрутов освоения дополнительных профессиональных программ; недостаточной возможностью для профессионального общения; слабой разработанностью нормативно-правовой базы, которая бы позволяла оперативно внедрять и использовать инновационные формы повышения квалификации, в том числе, электронное обучение, сетевые формы повышения квалификации и дистанционные образовательные технологии; механизмами сертификации повышения квалификации и неформального образования; 10
Существующие организационные формы и технологии дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) преимущественно ориентированы на учет и изменение индивидуальных характеристик отдельного педагога, взаимодействующего исключительно с детьми и почти никогда – на его способности взаимодействовать с коллегами. Потенциал обмена знаниями между педагогами для их профессионального развития, как в ситуации непосредственных контактов, и тем более, в сетевом формате, учитывается не достаточно. 11
Неформальное повышение квалификации Разработка авторского модульного курса Подготовка к изданию учебных, учебно- методических пособий Проведение педагогического исследования
Освоение современных подходов, технологий, методик тьюторов, ведущих ученых-практиков Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения Степанов Евгений Николаевич доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации педагогов дополнительного образования Тонкушина Наталья Ивановна педагог дополнительного образования МОУ ДОД Дом пионеров и школьников, с. Агаповка Методика и технология разработки образовательной программы педагога дополнительного образования Григорьев Игорь Александрович педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи им. В.М. Комарова» г. Снежинска Вариативность форм организации воспитательного процесса: возможности и риски Куприянов Борис Викторович доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Управление качеством в дополнительном образовании детей: определение, сущность, основания, приоритетные функции, общие принципы Логинова Лариса Геннадиевна доктор педагогических наук кандидат философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии АПКи ПРО
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Внедрение новых интерактивных форм взаимодействия педагогов в процессе обучения Практико-ориентированный характер организации курсовой подготовки педагогов: проектные технологии; ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры; мастер- классы; тренинги; проблемные дискуссии; педагогические студии и мастерские; интернет- конференции в режиме on-line. Мастер-классы: «Современный эстрадный танец», «Режиссура театральных постановок», «Сценарий от А до Я». Деловые игры: «Слагаемые концепции воспитательной системы», «Маркетинг нп рынке талантов», «Авторская методика в действии». Тренинги: «Профессиональная позиция педагога-воспитателя», «Педагогическая поддержка», «Личностный рост учащихся». Педагогические мастерские: «Развитие критического мышления», «Социальное проектирование », «Проектируем авторскую программу.
Формы повышения квалификации Формы неформального повышения квалификации: авторские программы тьюторов, публикации, прикладные исследовательские проекты дистанционные образовательные технологии Очные краткосрочные модульные курсы в форме стажировки, мастер- классы, конференции, дискуссии и т.д.
16 Образовательные программы повышения квалификации « Менеджмент в образовании» (1200 часов), «Технология управления персоналом» (504 часа), «Содержание и технологии дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования» (72 часа); «Управление образовательными учреждениями дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов» (72 часа); «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» «Теоретические и методические аспекты развития техносферы учреждений дополнительного образования детей» «Образовательная робототехника. Использование лего- лабораторий в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС».
Формы повышения квалификации проектирование и реализация персонифицированных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Формы неформального повышения квалификации: авторские программы тьюторов, публикации, прикладные исследовательские проекты Использование дистанционных образовательных технологий Очные краткосрочные модульные курсы в форме стажировки, мастер- классы, конференции, дискуссии и т.д.
Кисляков Алексей Вячеславович, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент Актуальные направления и формы повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей