Рынок сетевых благ: особенности функционирования и роль в современной экономике
прогресс информационно-коммуникационных технологий Особенность развития мировой экономики во второй половине 20 – начале 21 вв. - это прогресс информационно-коммуникационных технологий. возможность ведения дел равноправных связей между всеми участниками рынка Появилась возможность ведения дел на основе прямых равноправных связей между всеми участниками рынка. Такой способ организации взаимодействия можно назвать Сетью.
В новом Информационном обществе практически все объекты принимают виртуальную форму: факторы производства, деньги, даже человеческие эмоции и чувства.
основывается на использовании Интернет технологий Сетевая экономика состояние экономики, когда инфраструктура, обслуживающая функционирование экономики некоторой страны, основывается на использовании Интернет технологий. Сетевая экономика связана с производством и распределением сетевых благ.
Сетевые блага - это информационные продукты и средства коммуникаций. Свойства сетевых благ: 1)Комплементарность и стандартность; 2) Экономия на масштабе производства; 3) Сетевые внешние эффекты; 4) Эффекты ловушки.
Свойства сетевых благ. 1)Комплементарность и стандартность. Комплементарностьпотребители осуществляют покупку блага использовать его совместно с другими благами в сети Комплементарность означает, что потребители на рынках сетевых благ, осуществляют покупку блага, которое должно обладать характеристиками, позволяющими использовать его совместно с другими благами в сети. блага частями системы комплементарныстандартны Поскольку такие блага в силу своей сущности являются частями системы, они должны быть комплементарны и соответственно стандартны.
Свойства сетевых благ. 2) Экономия на масштабе производства. Основная часть издержек приходится на начальный период их производства, следовательно, издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров.
Свойства сетевых благ. 3) Сетевые внешние эффекты связаны с возрастающей доходностью для потребителей: каждый дополнительный пользователь услуги увеличивает полезность для других индивидов.
Свойства сетевых благ. 4) Эффект ловушки Это эффекты перемещения издержек из одной отрасли в другую, что связано с технологической взаимозависимостью отраслей.
Основные причины возникновения эффектов ловушки: 1)существующие контракты и соглашения; 2) обучение; 3) конверсия информации; 4) издержки подключения; 5) издержки потери лояльности.
Рынки сетевых благ возникают повсюду, где создается сеть. Это: телефонные услуги, услуги Интернет, программное обеспечение, банковские услуги, услуги воздушных перевозок, и многие другие.
Сетевые эффекты применяются во время предпраздничных продаж. Даже создаются новые праздники и специальные подарки. Традиция обмениваться подарками делает их сетевыми благами.
необходимость особых подходов к деятельности фирмы Особенности сетевых благ и сетевой экономики создают необходимость особых подходов к деятельности фирмы, занимающейся их производством, а также к регулирующей роли государства на рынках этих благ. научный и практический интерес к проблеме сетевых благ Это обстоятельство определяет научный и практический интерес к проблеме сетевых благ.