Картотека приёмов технологии развития критического мышления педагогический опыт учителей начальных классов МОУ «Сланцевская СОШ 3» (Андреевой Л.Э, Рыбаковой Л.Р, Яковлевой Н.Н.) 2014 г.
ВЫЗОВ пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации ОСМЫСЛЕНИЕ получение новой информации РЕФЛЕКСИЯ размышление рождение нового знания
Приемы стадии вызова Верите ли вы? Кластер Интеллектуальная разминка Инвентаризация Перепутанные логические цепочки Инсерт Проблемный вопрос Корзина идей Толстые и тонкие вопросы Работа в группах Таблица ЗХУ Дискуссии Вопросительные слова Дерево предсказаний Предположение по ключевым словам Мозговая атака Ранжирование Дневники и бортовые журналы Ромашка вопросов Пирамида приоритетов ВЫЗОВ
Корзина идей ( В корзину собираем всё, что знаем по теме. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.) Урок русского языка в 3- а классе по теме «Род имён существительных». Учитель: Андреева Л.Э..
ВЫЗОВ Верите ли вы? Учащиеся выбирают "верные утверждения" из предложенных учителем на стадии вызова. Запишите +, если согласны с утверждением или -, если не согласны.
После знакомства с основной информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. («осмысление», «рефлексия») ВЫЗОВ Верите ли вы?
Кластер Урок литературного чтения в 3 в классе по теме: Н.Н. Носов «Огурцы» Учитель: Андреева Л.Э. ВЫЗОВ
Приемы стадии осмысления Кластер Зигзаг Перепутанные логические цепочки Инсерт Чтение с остановками Эффективная лекция Дерево предсказаний Дневники и бортовые журналы Толстые и тонкие вопросы Мозаика проблем Работа в группах Дискуссии Стратегия «Fishbone» (рыбий скелет) Ранжирование Пирамида приоритетов Стратегия IDEAL Круги по воде Сводная таблица Концептуальная таблица Ромашка Блума Таблица ЗХУ Таблица Что? Где? Когда? Словарная карта осмысление
Бортовой журнал (Левая часть журнала заполняется на стадии вызова. Правая в процессе осмысления, можно на стадии рефлексии)
осмысление Дерево предсказаний "Ствол дерева - это тема, "листочки - прогнозы, "веточки - аргументы. Урок окружающего мира во 2 классе. Учитель: Яковлева Н.Н..
Проблема Вывод Факт Причина Факт Причина Стратегия «Рыбий скелет» Изучаемая проблема– это «голова рыбьей кости». «Хребет» на диаграмме условно изображается в виде прямой горизонтальной стрелки. Причины и факторы, прямо и косвенно влияющие на проблему, изображаются наклонными стрелками, «хвост» – вывод. осмысление
Стратегия «Рыбий скелет» Урок литературного чтения во 2 классе. Учитель: Яковлева Н.Н. осмысление
Объясняющие вопросы Уточняющие вопросы Простые вопросы Оценочные вопросы Творческие вопросы Практические вопросы Ромашка вопросов Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). осмысление
«Ромашка вопросов» Урок окружающего мира в 3 б классе по теме: Природные явления». Учитель: Рыбакова Л.Р.
Приемы стадии рефлексии Кластер Синквейн Диаманта 6 шляп Письмо другу. Письмо к учителю Выстраивание логических цепочек Эссе. Рассказ родителям. Заметка в детский журнал. Двухрядный круглый стол Дискуссии Стратегия «Fishbone» (рыбий скелет) Ранжирование Пирамида приоритетов Стратегия IDEAL Круги по воде Сводная таблица Концептуальная таблица Ромашка Блума Таблица ЗХУ Таблица Что? Где? Когда? Словарная карта рефлексия
СИНКВЕЙН Это стихотворение, которое является быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами). 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
рефлексия
факты цифры эмоции (грусть, радость, агрессия, интерес) позитивное мышление (что полезно, хорошо и почему) противоположность жёлтой шляпе (что было трудно, негативно и почему) творческое мышление (что изменить, применить) обобщающая, философская Приём «6 шляп» рефлексия
Приём «6 шляп» Урок литературного чтения во 2 б классе. Л. Пантелеев « Две лягушки». Учитель: Рыбакова Л.Р. рефлексия
Приём Рюкзак Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. я научился умножать на 10 я разобрался в решении задачи я запомнил, сколько в метре дециметров рефлексия
Приём Рюкзак Урок литературного чтения во 2 б классе. Учитель: Рыбакова Л.Р. рефлексия
Урок литературного чтения во 2 а классе по теме: Н.А.Некрасов «Осень» Учитель: Андреева Л.Э. рефлексия
ВЫВОДЫ Технология развития критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов, как: умение работать с информацией в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.