Социально-педагогическое сопровождение саморазвития ребенка в условиях дополнительного образования Рожков Михаил Иосифович Главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, докт. пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Новая концепция дополнительного образования Целями Концепции являются: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества.
Дополнительное образование – фактор саморазвития ребенка Дополнительное образование предоставляет возможность ребенку реализовать свой проект саморазвития на основе: 1. Включения в новые виды деятельности 2. Выбора ориентира для подражания 3. Создание условий для самоутверждения 4. Расширения круга общения 5. Реализация своего потенциала
Экзистенциальный подход ПРЕДПОЛАГАЕТ понимание человеком самого себя и доминирующего влияния этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности. При этом это понимание для каждого человека базируется на осмыслении своего существования
Социально-педагогическое сопровождение саморазвития Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. Социально - педагогическое сопровождение человека это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Социально-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой. Именно сопровождение, включающее в себе помощь и поддержку предполагает не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы.
Цель социально-педавгогического сопровождения Использование педагогического потенциала дополнительного образования для создания воспитывающей среды и самореализации детей в условиях нового вида деятельности и нового круга общения. Интегративным результатом социально- педагогического сопровождения саморазвития является достижения ребенком более высокого уровня социальности, воспитанности, готовности к самоопределению и самореализации, обретение смысла своего существования
Виды социально-педагогического сопровождения по степени участия взрослого: непосредственное и опосредованное сопровождение; по времени оказания помощи: опережающее, своевременное, предупреждающее последействие; по длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное.
Принципы Оптимистической стратегии Антиципации Эмпатийного взаимодействия Личностного центрирования Самореализации
Средства социально-педагогического сопровождения саморазвития в условиях ДОД Сопровождение событий и жизненных ситуации Свободный диалог Воспитывающие ситуации и социальные пробы Социально-ориентирующие игры Тренинговые занятия Социальное проектирование
Событие и его сопровождение Событие – это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему Обеспечение включенности - личностного состояния по отношению к событию, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является участие ребенка в событии, субъективным - отношение его к событию. Чем больше включенность ребенка в событие, тем больше его воспитательный потенциал; стимулирование саморазвития на основе рефлексии. Деятельность педагога должна быть направлена на формирование мотивов как осознания происходящего, его отражения, так и на поиск путей самосовершенствования; помощь ребенку в осознании цели социального выбора, предоставить определенный объем информации о социальной ситуации, в которой находится или в которую «погружается».