В ФГОС ВПО заявлено: Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы и содержанием конкретных дисциплин и должен составлять в целом не менее 20 % аудиторных занятий.
- способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся
- диалоговое обучение: «ученик - ученик» «ученик - группа учащихся» «ученик - аудитория» «группа учащихся - аудитория» «ученик - компьютер»
Преподаватели: студенты активнее работают на занятиях (60.2%) повышается интерес к теме занятия (55.1%) лучше усваивается материал (54.7%) студенты получают больше практических навыков (45.7) студенты учатся при этом работать в команде (33%) студенты получают больше информации по теме (24.3%) лишь 3% опрошенных (в сумме) либо вообще не видят в этих формах ничего положительного, либо не используют их. либо затрудняются с ответом.
Студенты: повышается интерес к теме занятия (56.8%) лучше усваивается материал (46.4%) активнее работают на занятиях (39.9%)
пробуждение у обучающихся интереса эффективное усвоение учебного материала самостоятельный поиск учащимися путей решения поставленной учебной задачи установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства
после того, как вы что-то прочитали, вы запомните 10% после того, как вы что-то услышали, вы запомните 20% после того, как вы что-то увидели, вы запомните 30% после того, как вы что-то увидели и услышали, вы запомните 50% после того, как вы что-то сделали сами, вы запомните 90%
Китайская пословица
Деловые и ролевые игры Психологические и иные тренинги Разбор конкретных ситуаций Компьютерные симуляции
дискуссия кейс-метод мозговой штурм разбор конкретных ситуаций метод работы в малых группах круглые столы вузовские, межвузовские видео – телеконференции проведение форумов компьютерное моделирование и практический анализ результатов презентации на основе современных мультимедийных средств интерактивные лекции (лекция пресс-конференция, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, проблемная лекция и т.д.)
В командной викторине лекция ведется как обычно. Но, в конце каждого вопроса преподаватель останавливает лекцию, делит участников на команды по 3-5 человек, предлагает членам команд придумать три вопроса, основываясь на услышанном во время последнего вопроса лекции. По истечении некоторого времени преподаватель выбирает одну команду и просит ее представителя зачитать вопрос, а затем выбрать представителя другой команды для ответа.
Основной идеей этого типа является периодическое суммирование ключевых элементов презентации. В конце изложения каждого вопроса преподаватель раздает чистые листы бумаги и предлагает каждому участнику написать краткое резюме вопроса и примеры, иллюстрирующие рассмотренные классификации. Затем преподаватель делит участников на команды и собирает резюме и примеры от каждой группы. Преподаватель дает листы первой группы второй группе, листы второй группы – третьей группе и т.д. Предлагает членам каждой группы совместно просмотреть все резюме и примеры и выбрать лучшие из них.
Во время занятия преподаватель в форме презентаций излагает вопросы заявленной темы. Показывает примеры расчетов. В конце изложения каждого вопроса группа студентов делится на команды по 2- 3 человека. Каждая команда решает самостоятельно предложенные преподавателем в электронном виде задачи. Команда, которая первая выполнит задачи, выписывает на доске решение и поясняет его всей группе. В случае неправильного решения преподаватель показывает презентацию с решением.