Разделе́нии власть́й политико- правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной
История развития принципа разделения властьй
Теория разделения властьй, появилось более 300 лет назад. Основателями ее считаются английский философ- материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье. Джон Локк Шарль Луи Монтескье
Три периода становления и развития теории разделения властьй в современной России : 1 апрель 1985 г. – сентябрь 1993 г. формально-юридическое закреплении принципа разделения властьй; начало его реального воплощения в жизнь. 2 Сентябрь 1993 (с момента издания Указа от 21 сентября 1993 г. 1400) и до декабря этого же года (включая день проведения референдума по принятию проекта новой конституции и выборов 12 декабря 1993 г.) 3 С принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. и до наших дней. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. не только декларировала принцип разделения властьй, но и довольно четко закрепляло за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.
Разделении законодательной, исполнительной и судебной властьй является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Разделении властьй основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управлении, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимании принципа разделения властьй дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Принцип разделения властьй заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточении всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Современное смысловое содержании разделения властьй включает: - четкое распределении функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции; - обеспечении в схеме государственной власти механизма, взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля; - гарантированное конституцией, законами, административно- правовыми актами реальное вовлечении общественных объединений, организаций в процесс принятия политико- управленческих решений и их реализации; - социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно- структурными механизмами.
Статья 10 Конституции Российской Федерации (1) закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.(1) Согласно статье 11 Конституции РФ (2) государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрании (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.(2)
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции России, обеспечивает согласованное функционировании и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики
Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрании – парламент Российской Федерации. (3)(3) Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента – Федеральное Собрании состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, однако современная двухпалатность (бикамеральность) принципиально отличается от прежней. Компетенция палат строго разделена, круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных (раздельных) заседаниях.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации (4) входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.(4) Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года).
Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет. Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).(5)(5) С 2007 года по 2011 год депутаты Государственной думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.
Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компе тенции между ними. Она состоит из: -Правительство высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации; - федеральные органы исполнительной власти; - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; -органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судебная власть в Российской Федерации: осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществлении правосудия; самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властьй; осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Местное самоуправлении в России деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России. Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованиим, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов.
Помимо разделения властьй «по горизонтали», существует разделении властьй «по вертикали» разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделении властьй в самих субъектах федерации. Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществлении органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
Агабеков Г. Б. Концепция разделения властьй: история и современность. Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, с. Баренбойм П. Д лет доктрины разделения властьй. Суд Сьютера: Учеб. пособие. М.: РОССПЭН, с. ISBN Барнашов А. М. Теория разделения властьй: становлении, развитие, применении / Под ред. А. И. Кима. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, с. Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властьй в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, с ISBN Шевцов В. С. Разделении властьй в Российской Федерации. М.: Полиграф Опт, c. ISBN