МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 144 г. Красноярска Конспект эколого-просветительского занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Урок чистоты» Тема: «Сортируем мусор – бережем природу» Выполнила: Синофеева Елизавета Семёновна воспитатель МБДОУ 144
Конспект занятия «Сортируем мусор – бережем природу» Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. Задачи: 1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора. 2. Развивать умения анализировать экологическую проблему. 3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду. 4. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены. 5. Формировать умение сортировать мусор при его сборе. 6. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Ожидаемый результат: применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, понимание детьми, что мусор это большая проблема, которую должны решать все люди, умение сортировать мусор. Оборудование: фотографии грязных и чистых улиц города Красноярска; дидактическая игра «Сортируем мусор». Предварительная работа: сбор прошлогодней листвы, прополка грядок на огороде детского сада, сбор одуванчиков на спортивном участке, создание компостной ямы на участке детского сада, беседа на тему: «Что получится из травы и листвы и что в этом полезного». Последующая работа: 1. Конкурс детско-родительского проекта: «Эмблемы коробки для макулатуры и мусорного бака для пластика» с целью создания значков для обозначения бытового мусора. 2. Эксперименты «Что можно сделать из старой бумаги и пластика?».
Ход занятия I.Вхождение в занятие: Что необычного вы видите на нашей выставке фотографий «Наш любимый Комсомольский проспект города Красноярска»? (Демонстрация фотографий грязной улицы, на которой расположен детский сад). II. Актуальность: Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные предметы из пластмассы (пакеты, бутылки), бумагу. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? (Мы бросаем мусор в ведро). Куда потом попадает мусор? (Мусор попадает в мусоропровод или в контейнер, а затем машина увозит его куда-то). III. Знакомство с новым материалом: Ежегодно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, которые опасны для здоровья людей. Дети, вы видели мусорные баки? Нравится вам возле них гулять или проходить? Почему? (Неприятный запах, некрасивая куча). Такие же запахи, только во много роз сильнее выделяются и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалов могли быть леса, парки, сады. Кроме свалок существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, которые попадая в воздух, вредят здоровью человека. В нашем городе еще есть мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новые материалы: бумагу, пластмассу, из которых изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая леса и окружающую среду.
Давайте подумаем, а как мы можем помочь природе? (Выбрасывать мусор в специальные контейнеры, меньше использовать в быту изделия из пластмассы, делать поделки из ненужных вещей…) Физкультурная минутка «Собираем мусор» Мы по улице идем, на которой мы живем, /Все шагают/ Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем. /Приседают и имитируют сбор мусора/ Раз в ведро, а два - в корзину, Наклоняем дружно спину. / Делают наклоны/ Если дружно потрудиться Все вокруг преобразится. /Разводят руки в стороны/
Дети, для чистоты окружающей природы лучше вывозить мусор на свалку или на перерабатывающий завод? Почему? (На заводе выделяется в воздух меньше вредных газов, а еще можно сделать новый материал). Да, действительно, переработав мусор можно сохранить природные богатства: леса, нефть, газ, воду. Дети, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его, в зависимости от материалов, из которого изготовлено. Как вы думаете для чего? Это облегчает переработку на заводе. В нашем городе тоже есть заводы по переработке мусора: бумагу перерабатывают на целлюлозно-бумажном комбинате, железные банки переплавляют на металлургическом заводе, есть у нас в городе и заводы по переработке пластмассы. Наш детский сад постоянно участвует в акциях «Зеленый кошелек», «Зеленый ликбез», «Эко сумка». На протяжении двух лет дети вместе с родителями занимали первое место в городе по сбору макулатуры и пластмассы.
Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка. Посмотрите на карточки, где нарисованы контейнеры. Не все дети умеют читать, давайте придумаем значки для этих контейнеров, чтобы всем было понятно. А кто видел такие контейнеры и где? Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно» IY. Закрепление: Давайте возьмемся за ленточку, образуем круг и ответим на один вопрос: Чему мы сегодня учились? (Мы учились сортировать мусор. Мы учились беречь природу и ее богатств. Мы учились делать на город чистым и красивым.) Рассматривание фотографий «Мой чистый город» V. Рефлексия: Дети, откуда берется мусор? Куда девается мусор? Что мы можем сделать для того, чтобы наш город был чистым? Расскажите все, что вы сегодня узнали о мусоре, родителям, соседям, друзьям, бабушкам…
Приложения Дидактическая игра: Лото «Сортируем мусор правильно» Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были сделаны. 1 вариант. Оборудование: Игрокам раздаются карты с изображением контейнеров разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, металла, пищевых отходов) и пустыми клетками по краям. У ведущего – карточки с изображением предметов, сделанных из разных материалов. Ход игры: Ведущий показывает карточку с изображением предмета, дети определяют, из какого материала сделан предмет. Дети определяют, на чьей карте находится контейнер из этих предметов и выкладывают данную карточку на пустую клетку. Так до тех пор, пока все пустые клетки не будут заполнены. Побеждает тот, кто первый заполнит карту целиком. 2 вариант Оборудование: Детям раздаются маленькие карточки с изображением различных предметов в равном количестве на каждого. У ведущего – карты с изображением контейнеров в центре (стекла, пластика и резины, бумаги, металла, пищевых отходов и пустыми клетками по краям. Ход игры: Дети рассматривают имеющиеся у них карточки и по очереди выкладывают их на карты ведущего, обосновывая свой выбор. Ребенок,совершивший ошибку, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым разложит все карточки.
Опыты 1 опыт: «Изготовление бумаги» Что потребуется: - старые газеты - проволочная сетка - ткань, впитывающая влагу - 2 большие миски - деревянная лопатка - порошковый краситель - полиэтиленовый паке - груз (например, тяжелые книги) Как изготовить бумагу: Старые газеты порезать на кусочки, замочить на часов в теплой воде, по окончании срока воду слить. С помощь миксера или лопатки превратить размокшую бумагу в однородную массу, добавьте красителя, лучше пищевого для получения цветной бумаги. Переложите массу в другую плоскую посуду, добавьте воды. Опустите туда проволочную сетку, на нее осядет будущая бумага. Постелите ткань на гладкую поверхность. Быстро перенесите бумажную массу на ткань сеткой вверх. Плотно прижмите сетку и осторожно ее снимите, бумажная масса останется на ткани. Накройте бумажную массу вторым куском ткани и снова плотно прижмите. То же самое проделайте с остальной бумажной массой. Затем накройте все полиэтиленовой пленкой, наверх положив груз. Через несколько часов, когда бумажная масса станет бумагой, осторожно снимите пленку и разложите листы на газеты для полной просушки. Высохшую бумагу используйте по назначению.
2 опыт: Создание изделий из папье-маше. Что требуется: -предметы для оклеивания (блюдца, бутылочки от детского питания, клеше для масок…) - вода в тарелочке - клейстер - бумага разного цвета или фактуры Как сделать поделку: Бумагу разного цвета порезать или порвать на мелкие кусочки. Замочить в воде небольшое количество. Намокшей бумагой одного цвета обклеить основу. Следующие слои приклеивать клейстером, чередуя цвет или фактуру, чтобы изделие получилось одинаковой толщины, тщательно разглаживая каждый кусочек бумаги. Слоев бумаги должно быть не менее пяти. Чем больше слоев, тем изделие прочнее. Последний слой желательно сделать из белой бумаги. Оставить изделие до полного высыхания. После высыхания осторожно отделите основу от изделия. Выровняйте края изделия ножницами и загрунтуйте гуашью или акриловыми красками, распишите по своему усмотрению.