Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречьие «светло», И увидишь – солнышко взошло. Если скажешь ты «темно» Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво» - Пред тобою сразу вся Россия!
Вас приветствует губернатор города «Наречьие»! Сегодня вы побываете в городе «Наречьие», губернатором которого я являюсь. Будете не только гулять и любоваться окрестностями, но и вспомните все, что вам известно об этой части речьи и узнаете много нового. Ваша задача – добраться до конечного пункта – «Центра занятости Наречьий».
- Ну что, готовы отправиться в гости к Наречьиям? Тогда берите в руки маршрутные карты. п/п ВопросыОтветы 1. Какова роль наречьий в речьи? 2 К самостоятельным или служебным частям речьи относится наречьие? 3 Чем наречьие отличается от других самостоятельных частей речьи? 4 Что наречьие обозначает? На какие вопросы отвечает? 5 Какой главный морфологический признак имеет наречьие? 6 К каким словам чаще всего примыкает наречьие? 7 Каким членом предложения обычно бывает наречьие? 8 Какова особенность в морфемном составе наречьий? 9 Как отличить наречьие от созвучных форм других частей речьи? 10 Как образуются наречьия?
– Мы у городских ворот. Чтобы открыть ворота и пройти в город, вам нужно будет выполнить ответственное задание: поработайте в группах, вспомните и запишите все, что вы уже знаете о наречьии.
Проектные группы 1 группа – Историки составляют проект на тему «Этимология (происхождение) слова «Наречьие» 2 группа – Лингвисты составляют проект на тему: «Какие слова являются наречьиями?» 3 группа –– Языковеды составляют проект на тему «Образование наречьий»
Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках: руководитель группы, оценивающий работу по баллам каждого, выступающий, записывающий, рисующий, следящий за временем Примечание: любой учащийся может выполнять несколько ролей. Заполните рейтинговый лист Работа в группах Карточка-опора 5 для всех групп:
Защита проектов историки 1 группа
- Обратите внимание на корень -РЕЧЬ-. Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «РЕЧЬ» имело значение «говорить». А теперь давайте переведем слово «наречьие» с древнерусского языка. - ГЛАГОЛ на+речь+ие = на+глагол+ие Этимологический словарь
Наречьие – производное от РЕЧЬ. Общеслав. производное с перегласовкой e / ē ; ē > ě > e от *rekti "говорить", ср. устар. речьь, реку, диал. речьи, укр. ректи, латышск. rèkt "громко говорить, реветь", тохарск. B reki "речьь, слово", лат. raccare "кричать, как тигр" (все звукоподражат. происхождения). Очевидно, того же корня, что рычать. Исходное значение глагола "реветь, кричать" (о животных). Словарь Шанского Справка
Задание. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречьия. Над землей _______________ поднимается холодное солнце, ______________ быстро бежит холодный ветерок, _________________ несутся холодные тучи... В небе господствуют холодные тона. И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю ___________ начинают падать миллионы ________________ красивых снежинок, и вся она становится _________________ белой. (В. Короленко) Слова для вставки: медленно, очень, стремительно, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро. * Чьим помощником является наречьие? (отметить главное слово, подчеркнуть зависимое наречьие как член предложения) Наречьие - верный помощник частей речьи
___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ __________________________________________
_______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ ______________________________
____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ _________________________________
А вот какое предложение придумал Губернатор: Прогулка пешком по нашему городу покажется вам увлекательной. - Какое словосочетание с наречьием вы можете найти? ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ _____________________________________________
Первый экспонат – сгоревший дотла дом. Какое отношение он имеет к нашему городу? Обычно смысл наречьия «дотла» связывают с глаголом «тлеть». Ученые-этимологи выяснили, что слово «тло» – значит «основание»: сгореть дотла – сгореть до основания.
Второй экспонат – черепки, осколки стекла. В древнерусском языке употреблялось существительное «дребезг» со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом «в» и образовалось наречьение вдребезги. Например: Стекло разбилось вдребезги, то есть на мелкие кусочки.
Защита проектов историки 2 группа
Существительное ПрилагательноеНаречьие делать зло лицо зло смеяться узнать лихолихо скакатьлихо дело тепло шло от камина одеваться тепло это лето тепло получить подряд на работу осуждать всех подряд Наречьие (термин образован с помощью не очень точного перевода с лат. adverbium) в языкознании часть речьи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предметалат.часть речьи
1. Общее грамматическое значение (ОГЗ) – признак действия или признак признака 2.Вопросы: Как? Где? Когда? Зачем? Откуда? Куда? и т.д. 3. Относится к – глаголу или его формам (причастию, деепричастию), прилагательному или наречьию 4. Главный морфологический признак – неизменяемость (нет ). 5. Синтаксическая роль – обстоятельство
Защита проектов историки 3 группа
Вывод: основной способ образования наречьий – суффиксальный, приставочно-суффиксальный Быстрый – быстро – _____________________ Бок – сбоку, бок о бок –___________________ ______________________________ Широкий – широко – ___________________ Светлый – светло, засветло – _______________ Весёлый – весело – ________________ Хороший – хорошо – __________________
чересчур Лови мяч!
- Наша прогулка продолжается. Жителей в городе очень много. Чтобы я их не перепутал, наречьия объединились в группы. Если мне нужно рассказать о том, когда что- то произойдет, как долго продлится, то я зову на помощь наречьия ЗАВТРА, СЕГОДНЯ, УТРОМ, ДОПОЗДНА, потому что это наречьия... ВРЕМЕНИ. Если нужно выяснить, где все будет происходить, откуда приедут гости, то приходят наречьия ЗДЕСЬ, СЛЕВА, СПРАВА, ИЗДАЛЕКА, потому что это наречьия... МЕСТА.
Если нужно пояснить, как, каким образом что-то выполнить, прибегают наречьия ГРОМКО, БЫСТРО, ЛЕГКО, РАДОСТНО, потому что это наречьия... бегут быстро, легко смеется громко, радостно ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ.
А недалеко от наречьий ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ живут наречьия ОЧЕНЬ, СОВСЕМ, ЧЕРЕСЧУР, СЛИШКОМ. то ОЧЕНЬ высокие то СЛИШКОМ низкие то украшенные то СОВСЕМ неприметные Домики у них разные: Эти наречьия помогают ответить на вопросы: НАСКОЛЬКО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? В КАКОЙ МЕРЕ? И называются они наречьия... МЕРЫ И СТЕПЕНИ
Если по неширокому мостику вы перейдете через речьку со странным названием «Медленно» (Как вы думаете, почему она так называется?), то окажетесь на маленькой улочке. Здесь расположились домики наречьий, которые постоянно выясняют ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? И оказывается, что поссорились СГОРЯЧА, разбили НЕЧАЯННО. Это улица наречьий... ПРИЧИНЫ. А недалеко от них проживают те, кого не очень-то другие жители жалуют, потому что делают они все НАЗЛО, НАМЕРЕННО, НАРОЧНО, СПЕЦИАЛЬНО. Это наречьия... ЦЕЛИ.
«Кластер»
- Ну что же, молодцы! А теперь я что-то устал, хочу немного отдохнуть. А вам пока отдыхать рано: поработайте самостоятельно – выполнив тест, определите: 1. К какой смысловой группе относятся выделенные наречьия? 2. Какие из выделенных слов являются наречьиями?
Наречьия – настоящие труженики: они очень много работают в «Центре занятости». Пройти в него можно, но нужно предъявить специальную справку – разрешение на работу. Составьте справку для наречьия «издавна». Лексика какого стиля речьи вам потребуется?
Наш город издавна считается самым красивым, потому что все его газоны усыпаны необыкновенными цветами. Дана слову «издавна» в том, что оно действительно является __________, обозначает _________________, отвечает на вопрос _______________, относится к группе наречьий ______________, не _____________. Справка дана для предъявления в «Центр занятости Наречьий» в _________________ отдел «_____________________». Дата Морфолог ______________ (подпись)
- Что нового вы узнали? - Какие задания показались сложными, а какие – нет? - Что бы вы хотели посоветовать губернатору города Наречьие?
1. Выучить теоретический материал. 2. На выбор : а) Составьте рассказ о городе, в котором живут наречьия. Употребите в тексте как можно больше наречьий, подчеркните их как члены предложения, определите разряд. б) Напишите письмо другу, в котором расскажите о городе «Наречьие». в) Подготовьте игру «Четвертый лишний» по теме «Наречьие» для своих одноклассников.