Результаты диагностик, оценивающих овладение математической грамотностью учащимися 9 классов 1) «Результаты диагностики учебных достижений по математике учащихся 9 классов» Семенов Андрей Викторович, заведующий лабораторией математики ГАОУ ВПО МИОО, доцент кафедры математики ГАОУ ВПО МИОО, к.пед.н. 2) «Результаты межпредметной диагностики на основе предметов естественнонаучного цикла и математики (9 класс)» Камзеева Елена Евгеньевна, заведующая лабораторией экспертно-аналитического отдела МЦКО ГАУ МЦКО, к.ф-м.н. Вебинар МЦКО,
Результаты межпредметной диагностики на основе предметов естественнонаучного цикла и математики (9 класс) Камзеева Елена Евгеньевна, МЦКО, 4 февраля 2015
21 задание 29 баллов ВО КО РО (4 задания) 90 мин задания 1-го, 2-го и 3-го уровней сложности Межпредметная диагностика на основе предметов естественнонаучного цикла и математики (9 кл., ) Распоряжение Департамента образования города Москвы от 15 июля 2014 года 164 р; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от г. 1089); Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России от г. 1897).
Межпредметная диагностика на основе предметов естественнонаучного цикла и математики (9 кл., ) Предметом проверки являются умения, формируемые в основной школе в рамках изучения математики и используемые затем в предметах естественнонаучного цикла: вычленять из естественнонаучного текста математическую информацию и проводить расчеты на основании данных, представленных в тексте; оценивать значение величин с использованием изученных единиц измерения; находить среднее значение величины; применять процентные расчеты в ситуациях естественнонаучного характера; анализировать формулы, связывающие различные величины; различать скалярные и векторные величины, складывать векторы; понимать информацию, представленную в виде графиков, проводить расчеты с использованием графиков линейной функции; вычислять площади фигур с учетом масштаба.
В диагностике участвовали 2788 девятиклассников Средний тестовый балл – 16,9 Выполнение теста – 58,2% Распределение участников диагностики по тестовому баллу Распределение участников диагностики по уровню подготовки Уровень подготовки Низкий (0-9 баллов) Средний (10 – 16) Повышенный (17 – 22) Высокий (23 – 29) % участников Описание уровня Более 65% выполнения заданий 1 уровня сложности 100% выполнения заданий 1 уровня и более 50% 2 уровня Набрали не менее 2 баллов за задания 3 уровня сложности
Выполнение заданий по контролируемым умениям Код Проверяемое умение % выполнения Проводить расчёты на основании данных, представленных в тексте 67,9% Сопоставлять информацию из текста и диаграммы или схемы 34,9% Оценивать значение величин с использованием изученных единиц измерения 63,4% Проводить расчёты среднего значения величины 73,7% Различать причинно-следственные связи между величинами, входящими в формулу 61,9% Проводить расчёты с использованием формул 36,7% Различать значения величин на основании графиков естественнонаучного характера 78,0% Распознавать характер изменения величин и сравнивать скорость их изменения на основании графической зависимости 82,8% Соотносить графики с данными, представленными в виде таблицы, формулы или других форм описания 62,3% Проводить расчёты коэффициента пропорциональности по графику линейной функции 70,6% Объяснять протекание процессов с использованием графиков 56,0% Применять процентные расчёты в ситуациях естественнонаучного характера 81,5% Различать скалярные и векторные величины 70,2% Распознавать модуль и направление вектора, складывать векторы 25,8% Определять периметр и площадь по плану местности с учётом масштаба 24,3%
Выполнение заданий обучающимися с разным уровнем подготовки Уровень подготовки низкий средний повышенный высокий Процент выполнения теста
Вычленять из естественнонаучного текста математическую информацию и проводить расчеты на основании данных, представленных в тексте 1 уровень сложности, средний процент выполнения - 86% 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 56%
Различать скалярные и векторные величины. Складывать векторы 3 уровень сложности, средний процент выполнения - 26 % (2 балла за задание – 18 %) 1 уровень сложности, средний процент выполнения - 71 %
Анализировать формулы, связывающие различные величины 1 уровень сложности, средний процент выполнения - 62 %
Анализировать формулы, связывающие различные величины 1 уровень сложности, средний процент выполнения - 61 % 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 37 %
Соотносить графики с данными, представленными в виде формулы 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 46 %
Соотносить графики с данными, представленными вербально 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 50 %
14 Объяснение протекания процессов с использованием графической информации (диаграмм, схем, таблиц, графиков) Верный ответ к заданиям С1 и С3 содержит два элемента: 1)Краткий ответ 2)Пояснение к ответу
Объяснять протекание процессов с использованием диаграмм, таблиц, схематических рисунков 3 уровень сложности, средний процент выполнения - 36 % (2 балла за задание – 22 %)
Объяснять протекание процессов с использованием графиков функций 3 уровень сложности, средний процент выполнения - 44 % (2 балла за задание – 35 %)
Определять площадь по плану местности с учетом масштаба Указания к оцениванию Баллы Записан правильный ответ (приведенный ответ попадает в указанный интервал значений)2 Ответ неверный или отсутствует, но приведены верные элементы при выполнении задания: указаны верные результаты прямых измерений размеров фигур ИЛИ приведены верные формулы для расчета искомой площади ИЛИ приведено верные значащие цифры для искомой площади, но присутствует ошибка в порядке или единицах измерения величины 1 3 уровень сложности, средний процент выполнения - 24 % (2 балла за задание – 11 %)
Выводы и рекомендации По итогам выполнения диагностической работы 36% учащихся продемонстрировали средний уровень подготовки и 55% – повышенный и высокий уровень. Таким образом, можно говорить о достаточно хорошем уровне сформированности у девятиклассников межпредметных понятий в контролируемой области. Результаты диагностики показывают, что учащиеся не всегда успешно переносят знания, полученные в рамках одного предмета (математики) на другие предметные области (предметы естественнонаучного цикла). У большинства обучающихся (85%) вызвали затруднения задания на сложение векторов, нахождение площади прямоугольников с учетом масштаба, сопоставление информации из текста и диаграммы, выполнение расчетов по формулам. В целях устранения разобщенности школьных предметов необходимо учитывать и развивать межпредметные связи на уровне школьных методических объединений учителей. Только при условии, если учитель-предметник в процессе обучения «своего» предмета и средствами этого предмета раскрывает понятия, изучаемые в других учебных дисциплинах, и осуществляет перенос умений в разнообразные ситуации (в том числе, и во внеучебные), у учащихся формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
Спасибо за внимание!