Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Тема Выполнила: Трегубова Н., ученица 8 «В» кл. Арсеньевский городской округ 2006 г.
Гипотеза: Дети начинают говорить, когда научаются действовать языком и губами одновременно. Проблемный вопрос: Почему мы не могли говорить, пока нам не исполнилось один - два года?
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу нами были проведены исследования: Социологический опрос: Что влияет на формирование устной речи? (анализ информации, опыт, эксперимент) изучение строения органов речи; произносимые звуки как звуковые волны; как образуется голос? речь и сознание;
Нами были опрошены 24 одноклассника, 18 из которых на вопрос ответили утвердительно, остальные сказали, что не задумывались, хотя это конечно интересно. Исследование 1 Вопрос 1:
Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы изучили работу органов речи и узнали как они влияют на формирование звуков 1.Сделай вдох и на выдохе произнеси разные звуки. В каком случае звук будет высоким, а в каком - низким? 2.Попробуй сказать что-нибудь не двигая языком, губами и челюстями. Важны ли эти органы для нашей речи? 3.Попытайся сказать слово «мама» с открытым ртом, а слово «открытый» с плотно сомкнутыми губами. Возможно ли это сделать? Исследование 2. Вопрос 2: какие органы влияют на формирование устной речи? Все испытуемые согласились, что без языка, губ, не двигая челюстями, говорить невозможно.
Исследование 3: строение речевого аппарата Глотка Гортань Голосовые связки Надгортанник Язык Мягкое небо Носовая полость Нижняя челюсть Язычок Губы
Выводы Я ЗЫК – мышечный орган Наиболее активная роль принадлежит языку, который может: быть распластанным или сжиматься в комок, продвигаться вперёд или отодвигаться назад, подниматься вверх в переднем или заднем направлении, не мешать выходу воздушной струи либо создавать на её пути полную или частичную преграду, вибрировать или просто совершать хлопок по пассивному артикулятору. Далее, язык (условно выделяют его переднюю, вместе с кончиком, среднюю и заднюю части спинки) может прижиматься или лишь приближаться: к верхней губе, к нижним или верхним зубам, к альвеолам, к твёрдому или мягкому нёбу.
Губы способны смыкаться или создавать отверстия различного рода, оставаясь нейтральными, выдвигаясь вперёд, округляясь или растягиваясь. Язычок может прижиматься или приближаться к спинке языка, а также вибрировать. Мягкое нёбо либо закрывает доступ воздушной струи в носовую полость, либо открывает ей путь. Задняя стенка зёва может приближаться к корню языка.
Исследование 4: как образуется голос? Задание – попробуйте произнести звуки на вдохе. Возможно ли это? Ни один из испытуемых не смог произнести членораздельных звуков на вдохе. Звуки человеческой речи образуются во время выдыхания воздуха! Респирация (дыхания вообще), делится на инспирацию (вдыхание) и экспирацию (выдыхание). Голос при И. звучит глухо и хрипло. В нормальной речи образование звуков помощью И. происходить лишь случайно, например, у детей во время плача, у взрослых при внезапной зевоте во время разговора. Инспирацией пользуются так называемые чревовещатели для получения глухого, точно из земли выходящего голоса. !
Согласно общепризнанной миоэластической теории, звуковые волны возникают в голосовой щели в результате сопротивления сомкнутых голосовых складок давлению выдыхаемого воздуха, что вызывает их колебание. Пропустив порцию воздуха, складки снова смыкаются в силу эластичности, затем цикл повторяется.голосовой щели Произносимые звуки как звуковые волны.
Проделаем опыт, подтверждающий, что источниками звука действительно являются колеблющиеся тела. Воспользуемся физическим прибором камертон. Он представляет собой металлическую "рогатку", укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по "ножкам" камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном. Медленно придвинем звучащий камертон к теннисному шарику, висящему на нити. Как только они соприкоснутся, шарик сразу же, будто от сильного толчка, отскочит в сторону. Так происходит именно из-за частых колебаний ножек камертона.
Строение голосового аппарата 1 надгортанник; 2 щитовидный хрящ; 3 перстневидный хрящ; 4 черпаловидные хрящи; 5 голосовые связки. Черным цветом показана голосовая щель. Опыт - надуйте шарик и спустите воздух, изменяя размер отверстия, вы наглядно увидите как работают голосовые связки.
Голосообразование. Работа мышц гортани вместе с голосовой связкой обеспечивает голосообразование. Голосовую связку можно сравнить со струной, которая при прохождении струи воздуха вибрирует и издает звук. Высота звука зависит от длины вибрирующего участка связки и её натяжения, что обеспечивают напрягатели голосовых связок. На силу звука влияет ширина голосовой щели, которую создают её расширители и суживатели. Тембр голоса определяется резонирующими устройствами (желудочки гортани, придаточные пазухи полости носа, форма и размеры верхних дыхательных путей). Тип певческого голоса Длина голосовых складок, мм Ширина голосовых складок, мм 1. Лирико- колоратурное сопрано 2. Сопрано 3. Меццо- сопрано 4. Тенор 5. Баритон 6. Бас До 14,0 14,0–19,0 18,0–21,0 18,0–22,0 22,0–24,0 24,0–25,0 2,0–2,5 2,0–3,0 2,5–3,0 2,5–3,0 3,0–4,0 3,0–5,0
Центры речи левом полушарии В левом полушарии заложены, Так уж природой положено, Четыре центра речи. Два в лобной доле отмечено: Письмартикуляции Письма (1) и артикуляции (2), Двигательные по специализации. Есть еще два чувствительных: Слуховойзрительный Слуховой (3) и зрительный (4). Зрительный в теменной, Слуховой в височной. Смотри рисунок точный. Л.В.Пупышев Чтобы научиться говорить, ребенок должен слышать произносимые слова и видеть предметы!
ВЫВОД ВЫВОД Для того чтобы речь была членораздельной, речевой аппарат должен работать согласованно. Очевидно, люди не рождаются с такими умениями, поэтому малыши начинают говорить после того как научаться владеть своими губами, языком и голосовыми связками. Они учатся не только говорить, но и понимать смысл произносимых слов, для чего им приходится очень много работать.
Информационные ресурсы Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Человек», учебник для 8- го класса. М. «Дрофа», 2002г. Ротенберг Р. Расти здоровым, детская энциклопедия здоровья. М. ФиС, 1992г. ebs/web_gapeeva/start.htm ebs/web_gapeeva/start.htm