Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"
Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов. Общественные объединения вправе участвовать в осуществлении общественного контроля. Общественные объединения могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.
Статья 4. Общественный контроль Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений
Статья 5. Цели и задачи общественного контроля Целями общественного контроля являются: Обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений Обеспечение учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти Общественная оценка деятельности органов государственной власти
Задачами общественного контроля являются: Формирование и развитие гражданского правосознания Повышение уровня доверия граждан к деятельности государства Содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов Реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению Повышение эффективности деятельности органов государственной власти
Статья 13. Общественные советы при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации Общественные советы при исполнительных органах государственной власти субъектов РФ: выполняют консультативно-совещательные функции участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены положениями об общественных советах
Общественные советы содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных и иных организаций при общественной оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ В состав общественного совета не могут входить лица, замещающие должности государственной службы субъектов РФ
Статья 16. Взаимодействие субъектов общественного контроля с органами государственной власти Органы государственной власти рассматривают итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, учитываются при оценке эффективности деятельности государственных организаций
Органы государственной власти, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль, рассматривают направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и направляют субъектам общественного контроля обоснованные ответы О результатах рассмотрения итоговых документов субъекты общественного контроля информируются не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно
Органы государственной власти при осуществлении общественного контроля вправе: получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и о его результатах направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Органы государственной власти при осуществлении общественного контроля обязаны: предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес рассматривать направленные им запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, которые установлены законодательством рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений
Статья 19. Общественный мониторинг Под общественным мониторингом понимается осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти Организаторами общественного мониторинга являются … общественные советы …и иные негосударственные некоммерческие организации. Общественный мониторинг проводится публично и открыто с использованием информационно- телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Статья 22. Общественная экспертиза Под общественной экспертизой понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, … общественные советы …и иные субъекты общественного контроля.
Статья 25. Общественные (публичные) слушания Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, органами государственной власти для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений
Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством РФ Нарушение субъектом общественного контроля, общественным инспектором, общественным экспертом настоящего Федерального закона, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" искаженных или недостоверных сведений влечет ответственность, установленную законодательством РФ
Вопросы для обсуждения и предложений - Порядок и формы осуществления общественного контроля (для внесения изменений в Положение об общественном Совете) -Консультативно-совещательные функции общественного Совета -Взаимодействие общественного Совета с аккредитованными и (или) аттестованными экспертами -Предложения по изменению состава Совета
Аккредитация экспертов - Порядок и